"Рост в пределах инфляции": влияние субсидий на стоимость бензина оценил эксперт
ФБА «Экономика сегодня»  /  Степан Яцко

Минэнерго России предложило правительству начать субсидировать цены на бензин уже с октября 2018 года. Такое решение связано с желанием нефтяников частично компенсировать свои выпадающие доходы. Как предполагает младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, субсидии позволят зафиксировать рост цен на топливо в пределах инфляции.

Субсидирование цен на бензин 

Минэнерго России предложило правительству начать субсидировать цены на бензин на три месяца раньше, то есть не с января 2019 года, а с октября 2018 года. Речь идет о введении так называемой демпфирующей надбавки, которая позволит нефтяникам получить из бюджета половину дополнительной выручки, которую они могли бы получить от экспорта топлива за рубеж.

Сейчас же ряд нефтяных компаний на основании договоренности с правительством поставляет это топливо российским потребителям по более низким ценам. Но из-за дорогой нефти и слабого рубля российские компании все больше теряют на внутреннем рынке, в связи с чем вновь поднимают вопрос о субсидиях. Об этом РБК рассказали близкие к правительству и Минэнерго источники. Субсидии с октября позволят нефтяникам вернуть 100 млрд рублей уже в текущем году.

«Оптовые внутренние цены на топливо в России поддерживаются на текущем уровне несколько искусственно. Его стоимость на том же европейском рынке, на который мы ориентируемся, на порядок выше. Речь идет о разнице в 7-9 тысяч рублей с тонны. Обычно стоимость топлива старается балансировать на схожих значениях, отличаясь в рамках нескольких тысяч рублей с тонны. Сейчас же получается дисбаланс, а нефтяные компании наоборот сократили экспорт, направив объемы на внутренний рынок, и у них возникла упущенная выгода.

В свое время для стабилизации внутреннего рынка нефтяники обязались заморозить оптовые цены, поэтому они сейчас колеблются на уровне марта текущего года. Но постоянно удерживать их не получится. Экспортная цена остается высокой, так как серьезно выросла цена на нефть, составляя сейчас около 80 долларов за баррель. Плюс одновременно растет курс доллара к рублю. Если бы рубль укрепился, то темпы роста были бы не столь значимы, как мы сейчас отмечаем в розничном сегменте», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Оптовые внутренние цены на топливо в России поддерживаются на текущем уровне несколько искусственно
pixabay.com  / 

Прогноз по ценам на топливо

Но монетарная политика сегодня нацелена на ослабление рубля, в связи с чем нефтяники несут потери. В этой связи закономерно, что они просят начать субсидировать российский рынок несколько раньше, то есть компенсировать разницу экспорта и внутренней цены. Причем речь идет не о полной компенсации, государству предлагается разделить расходы  пополам, как и предусматривает вступающий в силу с 2019 года налоговый маневр.

Согласно текущим предложениям кабмина, нефтяникам в следующем году могут компенсировать только часть экспортной премии в размере 60%, с ее уменьшением в последующие годы до 50%. На эти цели власти собираются выделить около 120 млрд рублей, хотя нефтяные компании подобные расчеты не устраивают. Но по расчетам профильных ведомств и экспертов, при текущих ценах на нефть субсидия в 2019 году может составить 400 млрд рублей.

«Видимо, нефтяники попросили компенсировать свои затраты заранее, чтобы не допустить резкого увеличения цен в конце года. На этот период у нас планируется увеличение НДС и повышение акцизов, которые снижались до конца текущего года. Все эти факторы только усилят давление на внутренние цены, что для потребителя может оказаться довольно болезненно. Чтобы такой ситуации не допустить, нефтяники заранее просят субсидию.

Скорее всего, механизм компенсации затронет крупные вертикально интегрированные компании, которые имеют собственную переработку и поставляют нефтепродукты на внутренний рынок. В то же время судя по первым комментариям профильных ведомств и тексту принятого закона, цены после начала субсидирования снижаться не будут. Но субсидии позволят зафиксировать рост цен на топливо в пределах инфляции», - резюмирует Андрей Гордеев.

 Как мы уже писали ранее, в арсенале правительства есть и другой механизм корректировки цен на нефтяном рынке. В середине июля президент Путин подписал документ, дающий правительству РФ право повышать экспортные пошлины на бензин до 90% от пошлины на нефть.