Украина просчиталась с разрывом железнодорожного сообщения с РФ
Nation News  /  Наталья Агеенко

В кабмине Украины разошлись во мнениях о прекращении железнодорожного сообщения с РФ сравнив последствия такого шага с политическими мотивами. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель Центра политико-экономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

"Обратить внимание сегодня стоит на внезапно и резко возросшую иррациональность в поведении украинских властей – экономическая логика напрочь игнорируется. Связано это, на мой взгляд, с приближающимися в этой стране выборами, на которых действующему президенту Петру Порошенко крайне важно сохранить должность. Потеря политического статуса будет означать утрату серьезной части капитала. а возможно, и свободы из-за преследований нового главы государства.

С Евросоюзом, несмотря на внешне видимую поддержку Германии и Франции, Порошенко найти общего языка не может – у него надежды только на США. А у Вашингтона есть политический запрос на обострение отношений с Россией, потому украинский лидер всеми силами старается ухудшить взаимоотношения с Москвой, порвав все возможные связи и связывающие две страны договоренности. На экономические потери оглядки нет, а потери Украины от прекращения железнодорожного сообщения с РФ будут очень велики", - отмечает аналитик.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян признал, что в правительстве страны нет единодушной поддержки по вопросу о прекращении железнодорожного сообщения с Россией. Его ведомство разработало проект решения, в котором предлагается ликвидировать автобусные и железнодорожные рейсы в РФ, тогда как глава МИД Украины Павел Климкин "сдержанно относится" к этому вопросу. "Здесь нет единодушной поддержки правительства. Мы исходим из этой позиции, такое сообщение должно быть остановлено", сказал Омелян. И отказался прогнозировать, когда это решение будет принято.

"Последствия отмены железнодорожного сообщения для Украины будут катастрофичными и сильно повлияет на товарооборот с Россией. Автобусное – в меньшей мере, но тоже внесет свою лепту. Логика проста: товары в РФ можно возить и через Белоруссию, но такое усложнение логистики повысит себестоимость экспорта. Во многих случаях удорожание приведет к тому, что на российском рынке украинские товары перестанут быть конкурентоспособными в сравнении с изделиями РФ.

Однако Порошенко сосредоточил в своих руках огромное состояние, и ставки для него очень высоки. Утрата политического влияния для него настолько нежелательна, что можно допустить значительные экономические жертвы страны. Убытки своего бизнеса он, несомненно, компенсирует впоследствии – для этого есть много рычагов. При этом он понимает: Евросоюз может сделать ставку не на него, а на политических конкурентов, потому желание быть нужным Западу он максимально реализует в виде громких разрывов связей с РФ", - подчеркивает эксперт.

Негативные последствия

Омелян ранее объявил: внутренние перевозки получат значительное преимущество после прекращения железнодорожного сообщения с Россией. "Мы исходим из того, что у нас есть огромный неудовлетворенный внутренний спрос на железнодорожные перевозки. Поездов и вагонов хронически не хватает. Люди все время жалуются, что купить билеты невозможно. Для нас логично тогда 80 поездов, которые ездят в российском направлении, переориентировать на внутренний рынок или в западном направлении. А это более 200 вагонов ежесуточно. Я считаю, что они существенно повлияют на картинке перевозок в Украине ", - сказал министр.

Омелян стал инициатором разрыва транспортных связей с Россией
facebook.com  / Volodymyr Omelyan

Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины в этом году отчитывалась: самым прибыльным украинским поездом по итогам 2017 года стал поезд "Киев - Москва", он принес почти 6 миллионов долларов прибыли. Тогда как почти все остальные пассажирские направления оказались глубоко убыточными. Авиасообщение между Россией и Украиной полностью отсутствует с октября 2015 года – это также была инициатива Киева.

"Наравне с разговорами о разрыве сообщения с РФ украинские суды арестовывают акции "дочек" российских банков в этой стране – это часть политики Порошенко вызвать как можно больше скандалов в предвыборный период. Для простого украинского мигранта перекрытие путей в Россию тоже станет проблемой – ему станет дороже добираться в РФ, где он трудится, чтобы прокормить семью. И автотранспорт, и обходные поезда через Белоруссию, конечно, по цене существенно выше прямого пути по рельсам.

России лучше ответить на такие действия Киева не симметрично, а с применением смекалки. Достаточно принять госпрограмму по льготному предоставлению украинцам гражданства РФ, ввести льготы и меры поддержки переселенцам. Обязательные условия – отказ от украинского гражданства и непрерывное проживание на территории РФ в течение пяти лет. Программа натурализации решит сразу ряд российских вопросов и усугубит как экономические, так и демографические проблемы Украины.

Важно понимать: РФ уже много лет спонсирует украинскую экономику. Когда капиталы из нашей страны вывозят граждане азиатских стран, мы понимаем, что их правительства дружественны Москве и сотрудничают на мировой арене. Но Киев в последние годы демонстрирует не просто недружественное, но откровенно враждебное отношение, почему в этом случае мы должны это поощрять? Программа натурализации привлечет в РФ молодых и трудоспособных специалистов из Украины, позволит им обустроиться и работать на новом месте", - заключает Василий Колташов.