Биометрические проекты ЦБ коснутся каждого
twitter.com  /  Prt Scr

Интерес Центробанка к расширению возможностей биометрической идентификации позволит рассчитывать, что эти удобные сервисы будут внедряться системно, с выгодой для всех. Так считает директор по экономической политике ВШЭ Юрий Симачев.

Центробанком и крупными банками могут быть расширены возможности для биометрической идентификации. Кроме слепков лица и голоса, предполагается задействовать отпечатки пальцев и рисунок вен на ладони.

Цель этой инициативы - сделать более доступными финансовые услуги для инвалидов и людей с ограничениями речи. При этом пользоваться ей смогут все без исключений. Варианты биометрии по лицу и голосу доступны самых простых смартфонах.

Данный вопрос был темой для обсуждения на закрытой встрече в ЦБ, пишут "Известия".

Напомним, что с 1 июля можно пользоваться услугой удаленной идентификации. Для этого нужно зарегистрироваться на портале Госуслуг, а затем сдать в одном из банков биометрические данные: запись голоса и фотоснимок лица, соответствующие специальным требованиям. Это позволит получать услуги в банках дистанционно. 

Очень разумный шаг

В условий динамично идущей во всех странах цифровой трансформации - и Россия в этом плане не исключение - развитие биометрических методов идентификации является очень важным направлением, убежден Юрий Симачев: "Хотя бы потому, что нам неудобно иметь множество пинкодов и паролей, и мы в итоге переходим или на простой пароль или сложный, но уже давно придуманный, и дублируем его везде, где только можно".

Новые способы идентификации вряд ли могут быть доступны на простых смартфонах, сомневается эксперт
pixabay.com  / 
С учетом этого введение возможностей биометрической идентификации в реальный хозяйственный оборот - это очень разумный шаг, он существенно снижает транзакции каких-либо обменов не только для инвалидов, но для всех граждан. Есть, конечно, подводные камни - в первую очередь, нужно понимать, как все эти данные будут храниться, насколько они будут защищены. Но в целом движение в эту сторону правильное и неизбежное.

Системный подход

"Я не совсем уверен, правда, что дешевые смартфоны позволят полноценно пользоваться биометрическими возможностями. Они могут создавать некоторую иллюзию биометрии, но на самом деле степень такой защиты будет аналогична той, что дает обычный четырехзначный пинкод. Как ни крути, но серьезная биометрическая идентификация все-таки требует иного уровня гаджетов. Правда,  технологический прогресс идет очень быстро, мы видим, насколько удешевляются те решения, которые нам казались революционными еще пару лет назад", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

В любом случае интерес Центробанка к такого рода сервисам крайне положителен, считает Юрий Симачев: "Мы можем рассчитывать на системный подход, при котором будут учтены интересы и банков, и общества, и различных категорий внутри общества".

В октябре прошлого года сообщалось, что ряд крупных российских банков готовится к пилотному масштабному сбору биометрической информации своих клиентов.

Банки предполагали собирать эти данные согласно разработанному Банком России законопроекту об удаленной идентификации клиентов. Документ обязывает банки собирать и хранить изображения лиц и слепки голосов. Со 2 июля около 400 отделений банков в 140 городах России начали сбор биометрических данных. До конца этого года система, как планируется, заработает в в 20% банков в 4 000 отделений, к концу следующего года - во всех организациях.

В введении этой системы больше плюсов, чем минусов, говорил ФБА "Экономика сегодня" доцент РАНХиГС, советник по макроэкономике генерального директора БД "Открытие" Сергей Хестанов. 

"Наличие биометрической идентификации позволит получать часть банковских услуг дистанционно, что очень удобно для жителей отдаленных регионов, тех регионов, где слабо представлены банки. В рамках этой инициативы достаточно один раз посетить банк, оформить все необходимые документы, после чего совершать операции удаленно. Это действительно сильно упростит жизнь многим клиентам, даст им возможность пользоваться массой недоступных сейчас услуг", - отмечал эксперт.