В комитете энергетики ГД РФ рассказали, что будет с ценами на бензин в 2019 году

Важнейшим структурным изменением в нефтегазовой отрасли стал налоговый маневр, который является частью экономического пакета, предложенного президентом РФ Владимиром Путиным после его победы на мартовских выборах.

Налоговый маневр носит принципиальное значение для нашей нефтяной отрасли
chnefhimp.ru  / Пресс-служба ОАО «Чеченнефтехимпром»

Налоговый маневр стал важным событием для России

Налоговый маневр предполагает снижение предельной ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в течение шести лет, причем ставки будут постепенно снижены с 30 процентов до нуля. Одновременно с этим будет повышаться ставка НДПИ, т.е. налога на добычу полезных ископаемых, причем данный процесс будет реализовываться до 2024 года, включительно.

По задумке правительства РФ это должно привести к тому, что Россия больше не будет зависеть от колебаний стоимости нефти на мировом рынке путем фактического выравнивания для нашей страны внешних и внутренних цен на энергоносители.

Кроме того, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак говорил о том, что налоговый маневр даст федеральному бюджету дополнительные доходы в размере 1,6 трлн рублей за шесть лет, которые помогут выполнению майского указа президента.

Данный законопроект был принят Государственной думой РФ 24 июля текущего года, а 28 июля подтвержден Советом Федерации, после чего 4 августа на сайте президента появилась информация, что глава государства подписал федеральный закон о налоговом маневре.

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак
government.ru  / Пресс-служба правительства России

Налоговый маневр грозит ростом розничных цен на топливо

Другое дело, что главным вопросом в рамках данного нововведения является перспектива розничных цен на бензин, которые уже успели от этого законопроекта «попрыгать» в конце весны. Впрочем, это является обычной реакцией рынка на изменения, которые оказались, мягко говоря, не по вкусу российским нефтяным компаниям, занимающимся производством бензина.

Ведь в результате налогового маневра внутренние и внешние цены на бензин выровняются, что приведет к увеличению издержек отечественных нефтеперерабатывающих заводов(НПЗ). Это, естественно, может привести и к росту цен на бензин, что и было причиной той истеричной реакции на рынке, которая привела к майскому кратковременному спекулятивному росту розничных цен на бензин.

Более того, нервная реакция на налоговый маневр быстро приобрела международный характер – здесь нужно обратить внимание на действия со стороны Белоруссии, которая затребовала у России прямую компенсацию за эти внутрироссийские налоговые повышения.

С Минском вопрос, судя по всему, будет закрыт путем стандартных переговоров, а вот как все это скажется на ценах на бензин в следующем году в России пока совершенно не ясно. Правительство РФ поставило здесь цель не допустить роста цен на бензин выше показателя, который покажет в следующем году инфляция, чьи перспективы, вследствие повышения ставки НДС, также пока непонятны.

Президент РФ Владимир Путин
kremlin.ru  / Администрация президента России

Сохранение цен на бензин является государственной задачей

В общем, здесь все зависит от нюансов, хотя главный инструмент правительства РФ для балансировки цен на бензин уже ясен – им выступит так называемый обратный акциз, с помощью которого федеральный бюджет будет субсидировать российские НПЗ.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике Игорь Ананских в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что сейчас правительством действительно ставится задача, чтобы цены на бензин не росли.

«Данная задача заключается в том, чтобы цены на бензин в рамках реализации налогового маневра не выросли кардинально и находились в пределах годовой инфляции. Это действительно является задачей правительства, что на его заседании подтвердил и Дмитрий Медведев. Он говорил о том, чтобы министерства и Госдума старались следить именно за эти фактором», - заключает Ананских.

По мнению Игоря Александровича, это крайне сложная задача, поскольку существует очевидная проблема, когда в некоторых регионах России розничные цены на бензин и другие нефтепродукты ниже, чем оптовые.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике Игорь Ананских
spravedlivo.ru  / Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

В рамках налогового маневра существует много тонкостей

«Это связано с летним периодом и с посевной. И здесь главное, чтобы бизнес от этого выигрывал, поскольку он должен как-то зарабатывать деньги, поскольку без этого не будет развития нефтегазовой отрасли. И понятно, что цены на бензин в России не должны серьезно расти, поскольку от этого зависит и промышленность, и состояние ВВП», - констатирует Ананских.

Как замечает депутат, в случае если будут значительно расти розничные цены на бензин и другое топливо на бензоколонках, то это приведет к росту инфляции в стране, а также к большому числу негативных последствий для нашей национальной экономики.

«Все здесь взаимосвязано, поэтому важно, чтобы не было скачков, и процессы шли на уровне инфляции», - резюмирует Ананских.

Таким образом, линия исполнительной и законодательной власти здесь понятна – налоговый маневр России нужен, но важно, чтобы он не имел негативных побочных последствий в виде роста цена на бензин и сопутствующего роста среднегодовой инфляции.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев
kremlin.ru  / Пресс-служба Кремля

В России есть дисбаланс между розничными и оптовыми ценами на бензин

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что нефтепроизводителей в России , главным образом, волнует то обстоятельство, что у нас фактически заморожены розничные цены на бензин.

«В России сейчас введено ручное регулирование цен на бензин, а оптовые цены продолжают расти. Поэтому те усилия, которые сегодня предпринимает Министерство энергетики РФ, направлены на то, чтобы нефтяники, получив определенные льготы в виде того же обратного акциза, не повышали оптовые цены на бензин и другие нефтепродукты», - заключает Аркуша.

Поможет это или нет, как считает Евгений Александрович, вопрос открытый – ведь с нового года в России идет рост акцизов, грядет повышение НДС, поэтому ситуация с ростом оптовых цен при заморозке розничных – чрезвычайно волнительна.

«Из-за этого независимый розничный бизнес по продаже топлива, по сути своей, погибает в России, и именно это обстоятельство мы постоянно поднимаем перед правительством РФ, президентом РФ и перед регуляторами», - резюмирует Аркуша.

В России сейчас регулируются цены на бензин
ФБА  / 

Обратный акциз нивелирует часть финансовой выгоды от налогового маневра

Все это поднимает еще одну проблему, которая связана с протяженностью нашей страны, с разностью розничных цен на бензин в различных российских регионах и снижением рентабельности содержания частных бензозапровок, что может привести к проблемам с доставкой топлива до конечных потребителей. Это прямое следствие текущих усилий по искусственной заморозке цен на бензин.

Аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин в беседе с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что добиться выполнения задачи по росту цен на бензин в пределах предполагаемой инфляции будет чрезвычайно сложно.

«Считать по процентам до конца будущего года сегодня сложно, но зимой цены на бензин точно пойдут вверх. И сам маневр имеет ряд специфических свойств. Это ситуация, когда государство увеличивает налоговую часть цены на бензин с 65 процентов до 67-68 процентов. В результате, сокращается норма прибыли всех действующих на рынке компаний, т.е. тех, кто добывает нефть, транспортирует ее, а также перерабатывает в бензин, который затем продается в розницу», - констатирует Крутихин.

Для того, чтобы компенсировать эти потери, государство решило заплатить нефтяным компаниям из федерального бюджета, что, к тому же, может не сработать по причине целого ряда факторов, которые нас ожидают в следующем году.

Обратный акциз будет профинансирован из федерального бюджета
pixabay.com  / 

Многое будет зависеть от базовых экономических показателей

Старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанк Андрей Полищук в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» был позитивен и отметил, что обратный акциз может удержать розничные цены на нефть в пределах инфляции.

«Многое здесь будет зависеть от конъюнктуры, поскольку если мы увидим резкий рост цен на нефть и продолжение ослабление рубля, то обратный акциз не поможет удержать цены на нефть в пределах инфляции. Например, если нефть будет стоить 100 долларов, а доллар на нашем внутреннем рынке обходиться в сто рублей», - заключает Полищук.

Это, конечно, невероятная ситуация, но она показывает, что в рамках данной системы есть много переменных, от которых будут зависеть внутренние цены на бензин даже в той ситуации, если обратный акциз будет работать с высокой долей эффективности.

«Впрочем, в случае резкого роста внутренних цен, правительство РФ может использовать меры, которые сейчас заготовлены на крайний случай, в виде повышения экспортной пошлины. Это сильно занизит экспортную альтернативу для наших нефтяных компаний и сделает внутренний рынок более привлекательным, как для нефти, так и для нефтепродуктов», - резюмирует Полищук.

Как замечает эксперт, если курс рубля останется на текущем уровне, то цены на бензин также продолжат в России расти, но это будет происходить в пределах инфляции – по крайней мере, разница будет не такой большой, как в текущем году.

При стабильной конъюнктуре с ценами на бензин в России все будет нормально
pixabay.com  / PD

«Грубо говоря, если мы ожидаем таргетированную инфляцию в 4-5 процентов, то розничные цены на АЗС вырастут в пределах 6-7 процентов, что уже не так критично. Это ведь не 15 процентов роста в год», - констатирует Полищук.

Таким образом, можно сделать вывод, что обратный акциз даст результат в ситуации, если в нашей экономике будет стабильная обстановка и не будет высокой волатильности, которую может вызвать разве что качественное усиление санкционного давления Запада.