Концепция миграционной политики РФ откроет новые возможности для соотечественников
twitter.com  /  @KremlinRussia

Подписанная Владимиром Путиным новая Концепция государственной миграционной политики‍ призвана исправить недостатки предыдущего документа. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Щербаков.

"В деталях новую Концепцию государственной миграционной политики еще предстоит изучить, чтобы максимально эффективно применить ее положения на практике, но заранее было понятно, что она призвана исправить недоработки предыдущего документа от 2012 года. Он был далек от совершенства – об этом говорили эксперты на всех уровнях, доработка изначально была лишь вопросом времени. Новый документ должен был слабые места заместить эффективными мерами.

В первую очередь по поддержке соотечественников, воспользовавшихся специальной программой переселения. Она нуждалась в "шлифовке" по мере выявления недоработок в процессе помощи приезжающим в Россию переселенцам. Приехавшие по этой программе 500 тысяч человек за пять лет – результат, на мой взгляд, мог быть существенно выше. Тем более с учетом потенциала соотечественников, который у нас есть за рубежом", - отмечает специалист.

Президент РФ Владимир Путин сообщил, что подписал указ "О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы", пишут "Новые известия". Она направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа и на создание четких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства. "Многие проблемы, барьеры, о которых говорили наши соотечественники, сняты", - отметил Путин. При этом он призвал "посмотреть, как она (концепция) работает на практике".

"Желающих переехать в Россию из стран бывшего СССР довольно много, и чаще всего единственным сдерживающим фактором остаются финансы. В данном случае РФ должна приложить максимум усилий, чтобы помочь людям обзавестись жильем, хозяйством и наладить быт. Это стоит немалых средств для бюджета, однако в конечном итоге приезжие вливаются в общество, начинают работать и делают свой вклад в российскую экономику. Высококвалифицированные кадры развивают нашу науку, педагоги учат новые поколения граждан РФ.

То есть эти затраты окупаются, а значит, они оправданны. И в плане поддержки переселенцев есть еще немало незадействованных мер и резервов. Соотечественники за рубежом – ключевой и самый важный для нашей страны миграционный резерв для демографического притока. В первую очередь это, конечно, меры финансовой помощи, но есть еще моральная сторона вопроса. Часто на местах со стороны представителей власти приезжающие чувствуют пренебрежение к себе и своим проблемам. Им не уделяется должного внимания, сам факт переселения людей в Россию не признается приоритетным – это нужно исправлять системным подходом", - подчеркивает эксперт.

Люди и цифры

Согласно официальным данным, общее число граждан РФ, состоящих на консульском учете за рубежом в настоящее время, превышает 2 млн – в большинстве это люди, получившие гражданство на территории других государств, но в настоящее время не имеющие возможности переехать в Россию. В 2012-2017 годах в гражданство России принято более 1 млн человек, из них 525 тысяч - в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В указе отмечается: суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн человек.

Усиление мер поддержки вызовет новый приток переселенцев в Россию
Новостное агентство  / 

При этом среднегодовая численность трудовых мигрантов составила около 3 млн человек - это 3-4% от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов. На территории РФ ежегодно пребывает около 10 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживает в стране более 1 млн иностранцев. "В 2012-2017 годах миграционный приток в РФ компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики", - говорится в указе.

"Наиболее актуальной мерой привлечения соотечественников в Россию остается финансирование их первоочередных нужд – пренебрегать ею нельзя. Однако есть и другие варианты, которые тоже необходимо изучить. К примеру, расширить возможности обучения семьям переселенцев в российских высших и средне-специальных учебных заведениях – именно ради новых перспектив для детей большинство соотечественников перебирается из других республик в Россию. Чем шире эти возможности – тем больше стимулов к переезду.

Отдельный вопрос – большие возможности новым гражданам для открытия собственного дела. Далеко не все приезжают с мыслями о физическом труде, кто-то имеет деловую хватку и готов конкурировать на российском рынке. Это уже существенные плюсы для экономики РФ. Однако данный вопрос придется решать в контексте облегчения ведения бизнеса всем российским предпринимателям – давать преференции переселенцам не получится.

Отдельный разговор – трудоустройство в целом. Сейчас в рамках программ переселения оговаривается профессия человека и его возможности работать на новом месте. Однако часто предлагаемых мер недостаточно и переселенец с семьей не "закрепляется" в выбранном по программе регионе, а мигрирует в сторону Москвы, Петербурга или Краснодарского края, где возможностей найти работу куда выше, чем в других регионах", - заключает Александр Щербаков.