Facebook рискует бизнесом ради глобальной политической цензуры
pixabay.com  / 

Facebook, усиливая политику цензурирования контента, рискует собственными бизнес-позициями и оттоком недовольных пользователей, но делает это осознанно - в угоду политическим силам в США. Об этом рассказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Владимир Зыков.

Facebook заблокировал пять аккаунтов, которые, по мнению компании, вмешивались в ход выборов в Сенат штата Алабама. Как утверждают в Facebook, группа из пяти человек, выступающих за Демократическую партию, создала и вела страницу в социальной сети - от имени приверженцев республиканцев.

Задачей группы, использовавшей, по заявлению Facebook, "схемы России", было внести раздор среди тех, кто собирался голосовать за кандидата от республиканцев Роя С. Мура и поддержать демократа Дага Джонса, который в итоге победил с небольшим отрывом.

Facebook не назвал имена причастных к работе этой страницы, исключение составил Джонатан Морган, исполнительный директор компании New Knowledge, занимающейся кибербезопасностью. По словам самого Моргана, в его планы и планы его коллег не входили "подрывные действия", проект был экспериментальным. 

Эксперты, опрошенные The New York Times, сомневаются, что "эксперимент" Моргана с бюджетом в $100 000 мог действительно повлиять на исход выборов, на которые было потрачено $50 млн. 

Не тем предъявляют претензии

Где у Facebook написано, что того, что делали эти люди, делать нельзя, с каких пор политическая реклама запрещена, задается вопросом директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.

"У них же есть модерация, соответственно, если это проходило, значит, Facebook это одобрил. И раз так, претензии нужно предъявлять не этим авторам, а себе. Выходит, что Facebook перекладывает это с себя на чужие плечи. Если же это прошло и не запрещено, значит, разрешено", - сказал эксперт. 

Была бы альтернатива

Что до блокировки этих аккаунтов - и не только этих (сеть рапортует, что ежемесячно блокирует до миллиона пользователей), такого рода тактика, конечно, отразится на бизнесе Facebook - чем меньше людей в сети, тем меньше охват той же рекламы. Это влияет и на капитализацию Facebook, инвесторы такого не любит. Кроме того, это сказывается на репутации сети среди пользователей в США - там крайне негативно относятся к таким вещам как утечка информации, цензура.

Руководство социальной сети ужесточает цензуру с риском для бизнеса, но делает это осознанно, в угоду политическим элитам США
twitter.com/@YahooNews / twitter.com/@YahooNews
"Другое дело, что отказ от пользования Facebook упирается в отсутствие альтернативных площадок. Есть Snapchat, но ему далеко до замены Facebook. В этом смысле мне бы хотелось, чтобы российские социальные сети активней рассказывали о себе американской аудитории. Хотя, конечно, выйти на этот рынок очень сложно, так как это дорого стоит", - пояснил Владимир Зыков. 

В угоду политическим элитам

Facebook, усиливая политику цензурирования, серьезно бьет по собственным бизнес- и репутационным позициям, но делает это осознанно, в угоду американским властям, говорит эксперт. Есть определенные элиты, которым Facebook готов угождать любым способом.

"Ну потеряют они миллион человек из своей аудитории в США, и что? Но за пределами Штатов их позиции остаются прежними", - сказал Зыков. 

Ситуация с социальной сетью Facebook в России в последнее время также заметно обострилась. Вызвано это множеством претензий, которые возникают к этой сети. Fb не первый год активно блокирует страницы российских пользователей, в том числе общественных и политических персон, на основании несогласия с их позицией по тому или иному вопросу. Порой это происходит и вовсе без каких-либо пояснений. Впрочем, Facebook ведет себя так не только с российскими пользователями, но, например, и с иранскими. 

Ужесточая цензуру, Facebook параллельно оказывается вовлеченной в истории с утечкой пользовательских данных. Все это действительно влияет на бизнес. В опубликованном на днях рейтинге миллиардеров-неудачников глава Facebook Марк Цукерберг занял первое место - его состояние уменьшилось на $18,7 млрд за год. 

"Уходящий год выдался плохим для Марка Цукерберга. Скандалы с утечкой пользовательских данных, видимо, еще долго будут преследовать Facebook и создателя соцсети", - отмечало издание Forbes.

Напомним, в начале ноября британская BBC сообщила об утечке данных 257 000 пользователей соцсети Facebook, включая личные сообщения более 80 000 юзеров. Все эти данные оказались в свободном доступе на сайте сайте Fbserver. На последнем "зеркале" сайта хакерами были опубликованы данные пользователей почти 200 стран, в том числе из России. В большинстве случаев профайлы содержали данные биографии, мобильные телефоны и списки друзей.

Тогда же BBC со ссылкой на хакеров сообщала, что взломщики располагают данными 120 млн аккаунтов Facebook. Это не первый случай - ранее, в сентябре, прошла информация о взломе данных 50 миллионов пользователей, месяц спустя в Facebook заявили, что были атакованы 30 миллионов.

Если верить ВВС, пострадавшими от очередной утечки стало как минимум 1,2 миллиона российских граждан.