В последнее время вопрос о статусе южных Курильских островов и мирного договора между Россией и Японией стал одной из наиболее популярных тем в международной прессе, причем именно Токио инициирует здесь информационные поводы.
На южнокурильский вопрос отреагировали и американцы
Например, командующий вооруженными силами США в Японии генерал-лейтенант Джерри Мартинес заявил, что Вашингтон не намерен разворачивать свои войска на южных Курильских островах в том случае, если Москва передаст их японской стороне.
На самом деле, это логичное заявление, поскольку договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между Вашингтоном и Токио от 1960 года не подразумевает под собой южные Курильские острова, находившиеся тогда в составе Советского Союза.
Соответственно, данный регион просто находится вне сферы действия правовой юрисдикции американских войск в рамках союзного договора с Японией, причем этот режим распространяется не только на южные Курильские острова, но и на территории, которые Токио оспаривает и на южном направлении. Впрочем, здесь главный аспект заключается в самой реакции со стороны Соединенных Штатов.
Ведь российское политическое руководство хорошо дало понять, что передачи южных Курильских островов Японии не произойдет, но, несмотря на это, подобный проект систематически выдается практически за факт японским правительством премьера Синдзо Абэ.
Подписание мирного договора между Москвой и Токио в пятидесятые годы было заблокировано США
Достаточно сказать, что Абэ поклялся поставить точку на переговорах с Россией по поводу судьбы южных Курильских островов и подписать мирный договор, который, в свою очередь, должен соответствовать и национальным интересам Соединенных Штатов.
Все это говорит о том, что, совершенно непонятно, как будет развиваться ситуация в будущем – позиция Москвы предельно ясна и заключается в том, что ревизии территориальных решений Второй мировой войны быть не может, несмотря на то, что передача двух из четырех островов южной Курильской гряды действительно признавалась возможной во время переговоров Москвы и Токио в пятидесятые годы.
Только тогда подписание мирного договора между СССР и Японией было заблокировано со стороны США, которые даже угрожали Токио, что в случае, если такое соглашение станет реальностью, Вашингтон может не вернуть японской стороне остров Окинава.
В то же время, премьер Абэ явно сделал ставку на такое решение и на личные переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным, но нет оснований говорить, что японские усилия на данном направлении могут привести к конечному результату.
Данная тема является основой внешней политики Абэ по России
Старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что это заявление США является следствием информационной политики со стороны Японии.
«Абэ сейчас поднял информационную волну, которая, по мнению японского премьера, должна проложить Токио дорогу к подписанию мирного договора с Россией, а также к получению от нашей страны южных Курильских островов», - резюмирует Казаков.
Как замечает эксперт, в начале года Абэ озвучил свои планы по подписанию мирного договора с Россией, а также намерение в очередной раз встретиться с Путиным, что уже стало традицией, поскольку таких встреч успело произойти великое множество.
«В рамках данного переговорного процесса Абэ собирается приложить все усилия для подписания мирного договора с Россией. При этом, японской стороне нужен не мирный договор сам по себе, но и южные Курильские острова, которые в японской терминологии именуются северными территориями и передачи которых Токио добивается уже не один десяток лет», - констатирует Казаков.
Японцы считают, что у них есть окно возможностей по южным Курильским островам
Здесь можно даже сказать, что Абэ стал заложником этой риторики, поскольку тема с южными курильскими островами стала одним из первичных моментов его внешнеполитической линии, поэтому в данном вопросе Токио сделал очень серьезные ставки.
«Таким образом, Япония готова подписать мирный договор только на условии, если Россия согласится передать эти «северные территории» под японский суверенитет. Что касается дискуссии на уровне Абэ и Путина, то из того, что выплескивается в СМИ, мы видим, что в данном вопросе кроме двусторонних отношений России и Японии появился еще и фактор США», - заключает Казаков.
По словам Олега Игоревича, фактор США связан с вопросами безопасности, ведь в том случае, если Япония получит от России какие-то острова, в чем есть серьезные сомнения, это автоматически даст Токио право размещать на них все, что угодно.
«Именно поэтому здесь и ставится вопрос о неразмещении там американских военных баз. А вообще, если брать позицию США, то с приходом к власти Дональда Трампа в Вашингтоне значительно меньше интересуются российско-японскими отношениями», - резюмирует Казаков.
Именно этим и объясняются такие серьезные усилия со стороны Японии, поскольку Абэ воспринимает текущую ситуацию в качестве окна возможностей, когда Токио без оглядки на Вашингтон может разрешить свои двусторонние противоречия с Москвой.
«Кроме того, Абэ хочет закрыть данный вопрос до конца своих полномочий, как премьер-министра», - констатирует Казаков.