Отмена карточек продавца для фермеров повысит конкуренцию на рынках и отразится на ценах
vk.com  /  Андрей Сосункевич

Отмена карточек продавца для фермеров, торгующих на рынках, упростит доступ на рынки, повысит конкуренцию и благотворно скажется на ценах на продукцию. 

Фермерам нужно дать свободный и бесплатный доступ на рынки и ярмарки. Об этом заявил депутат Олег Нилов при обсуждении в Госдуме проекта федерального закона (ФЗ) "О внесении изменений в ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ".

"Нужно решить главный вопрос: о предоставлении свободной возможности селянам продавать свою продукцию. Где продавать? Конечно на ярмарках, как это было всегда, не надо ничего изобретать", - сказал Нилов.

Согласно законопроекту, принятому в первом чтении, члены фермерских хозяйств будут освобождены от необходимости оформлять карточки продавца. Сейчас на рынке продукцию можно продавать только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места. 

Предлагается исключить обязательное наличие карточки у граждан, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством.

По словам Нилова, решение о допуске фермеров на рынки полностью зависит от руководства рынков, которые предпочитают крупных агентов-импортеров. Это заметно тормозит развитие фермерского хозяйства. 

Потребность в кооперации

У фермеров на самом деле нет проблем с доступом к торговым местам на рынках, говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

 "Дефицит мест был в конце девяностых-начале нулевых, но сейчас в крупных городах мы, наоборот, видим большое количество свободных мест на рынках, и администрации сами ищут желающих туда встать и найти не могут. Отмена этих карточек - косметическая мера, которая в небольшой степени упростит регулирование. В реальности развитие фермерства тормозит, прежде всего, отсутствие основ кооперации", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Помощь со сбытом

Положение фермеров таково, что они, во-первых, совершенно не интересны сетям, так как являются мелкими производителями. А во-вторых, фермеры сейчас начинают проигрывать крупным агросетям, крупным животноводческим компаниям. 

Что нужно сделать для их поддержки ? Помочь, в первую очередь, со сбытом, считает Иван Федяков. 

Есть множество примеров локальных, региональных, рынков, где существуют разные способы кооперации, и эти способы побеждают, или по крайней мере достойно конкурируют с промышленными форматами, говорит эксперт.

"И я не знаю ни одного рынка, где фермеры победили бы сетевые форматы просто за счет того, что они фермеры. Это было во время НЭПа, и все, потом кончилось. Так что фермерам нужны не рынки, им нужна другая система организации, кооперация, и поддержка в этом смысле", - сказал Федяков, отметив, что в России есть несколько частных проектов, которые пытаются это развивать. 

Карточки долой, цены вниз

Отмена карточек - однозначно положительный шаг для фермеров, говорит профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. Снижение любого регулирования, связанного с оформлением бумаг, конечно, благотворно влияет на ситуацию.

Госдума поддержала в первом чтении отмену карточек продавца для фермеров, торгующих на рынках
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко
"Речь идет об избыточном требовании - с фермеров требуют оформлять карточки продавца, а они, когда получают доступ к месту на рынке, и так оформляют документы, с той же информацией. Кроме того, надо различать: есть профессиональные продавцы, а есть собственно фермеры, чей доступ на рынок из-за оформления лишних документов затруднен по объективным причинам - они хозяйством занимаются, а в итоге вынуждены тратить время на бумаги", - сказал эксперт 

Таким образом. отмена карточек упрощает доступ на рынок непрофессиональным торговцам, повышает конкуренцию, что только благо для потребителя. 

"На ценах - в сторону их снижения - тоже это скажется. Если дополнительные товары на рынок поступают, конечно, это влияет на ценовую политику. Продавцов становится больше, объемная конкуренция - тоже", - заметил Леонид Холод.