Отказ Ирландии от SSJ100 открыл России перспективы в Восточной Европе
wikipedia.org  /  Anton Bannikov/GFDL

Единственный европейский эксплуатант отказался от самолетов Sukhoi Superjet 100, скорее всего, из-за сложностей с ремонтной базой для этих бортов. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал авиаэксперт Дмитрий Адамидов.

"Версии, что ирландская компания отказалась эксплуатировать российские самолеты Sukhoi из-за санкционных историй, на мой взгляд, критики не выдерживают. В SSJ-100 достаточно много узлов и агрегатов иностранного производства, так что под ограничения он попадет в последнюю очередь – это будет не выгодно американским компаниям, которые участвуют в ее производстве. Возможно, дело как раз в изменении бизнес-модели эксплуанантом, как неоднократно заявлялось.

Однако есть еще одна вероятная версия, почему самолеты возвращаются в Россию – отсутствие ремонтной базы. Как правило, если самолет ломается на определенном континенте, там должно располагаться специальное предприятие по его обслуживанию и ремонту. Но России не выгодно разворачивать полноценные ремонтные ангары в США и Европе, это крайне затратно. Наличие или отсутствие ремонтной базы – частый аргумент при покупке тех или иных самолетов бизнесом", - отмечает аналитик.

Ирландская авиакомпания CityJet перестала указывать семь самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) в своих полетных планах - в разделе "флот" упоминания о них на сайте предприятия тоже убрали. Компания приобрела эти машины в лизинг и пока не комментирует свое решение. В России предположили, что она решила отказаться от контракта. Специалисты объяснили, что такое решение может быть связано с "полной сменой бизнес-модели" ирландского перевозчика. Перевозчик являлся единственным европейским эксплуатантом российских "Суперджетов".

"При наличии в Европе всего семь машин, разворачивать там полноценную ремонтную базу производителю смысла нет – это убыточно. Но нужно понимать, что отказ от лизингового контракта ирландской компании будет стоить недешево с учетом неустоек и компенсаций. Этим и объясняется молчание европейского перевозчика – он явно ведет переговоры, пытаясь смягчить последствия для себя.

И самолеты явно у забора ржаветь не поставят – так или иначе, они вскоре будут работать в другой стране. Возможно, это будут государства Восточной Европы, которые куда ближе к России, чем Великобритания, а значит, и организовать там ремонт самолетов производителю проще. Опять же вопрос, по какой цене приобретут "отказные" SSJ100 – вопрос переговоров, заранее предполагать что-то сложно. Но машины будут работать в сфере гражданских перевозок, а возможно, даже военных", - подчеркивает авиаэксперт.

Развитие "линейки"

В РФ специалисты предположили, что некоторые из возвращенных лайнеров могут быть поставлены авиакомпании "Азимут" для ее нового проекта корпоративных перевозок. Тем более, что, по предварительным данным, соглашение о реализации проекта, Объединенная авиастроительная корпорация (материнская компания производителя АО "Гражданские самолеты Сухого") и "Азимут" подписали на прошлой неделе. Также звучали предположения о возможной передаче SSJ100 в лизинг словенскому перевозчику Adria Airways – с этой компанией российский производитель вел переговоры в 2018 по продаже 15 самолетов.

Российские SSJ-100 будут использоваться другими компаниями, в том числе иностранными
ru.wikipedia.org  / Марина Лысцева

Sukhoi Superjet 100 - российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, предназначенный для перевозки 98 пассажиров на дальность до 3000 или 4600 км. Разработан при участии ряда иностранных компаний. Это первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР. Также является первым самолетом РФ, разработанным с использованием исключительно цифровых технологий. В 2011 году самолет получил летный сертификат Международного авиационного комитета о возможности перевозок в гражданской авиации.

"Вопрос ремонтной базы стоит перед авиаперевозчиками всегда. Более того, эксплуатанты стараются пользоваться исключительно самолетами одной фирмы и не смешивать в свих авиапарках "Боинги" с "Аэробусами" и другими производителями - это создает массу проблем в ремонте и обслуживании машин разными фирмами. Гораздо проще выстроить парк из моделей одного производителя и заключить договор на их обслуживание и ремонт с единственным партнером.

Ситуацию с российскими самолетами "Сухого" усложняет то, что европейский рынок де-факто поделен между теми же "гигантами" – Boeing и Airbus, они давно развернули сеть ремонтных баз в разных странах, являются крупнейшими производителями и "поделили" рынок. Зайти туда новому игроку довольно сложно – наоборот, в последние годы году более мелкие производители не выдерживают конкуренции.

Проблему могут исправить дальнейшие разработки "Сухого" – если фирма представит новые модели на рынок. Как правило, перевозчик покупает несколько небольших самолетов для ближних перевозок, несколько среднемагистральных самолетов, а также машины, способные перевозить людей на большие расстояния. Если компания сможет купить всю нужную линейку моделей у "Сухого", это побудит российскую компанию создавать и ремонтную базу для ширящегося авиапарка своих машин в той же Европе. Это новая бизнес-модель, вложения и перспективы на годы вперед. То есть шаг к конкуренции, без которой в противостоянии с "Боингами" и "Аэробусами на мировом рынке не обойтись", - заключает Дмитрий Адамидов.