Рост льготных кредитов снизит цены на продукцию малых фермеров
ФБА "Экономика сегодня"  /  Евгения Дылева

Рост льготных кредитов для малых фермеров повысит их конкурентоспособность, сделает более эффективными и в конечном итоге положительно скажется на ценах для потребителей. Так считает эксперт ФБА "Экономика сегодня" Леонид Холод.

Субсидирование льготного кредитования малых форм хозяйствования в этом году по сравнению с прошлым годом увеличится вдвое. Об этом сообщила замминистра сельского хозяйства Елена Фастова в ходе 30-го съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).

"Мы увеличили объем субсидий на 2019 год. На короткие кредиты будет выделено 3,5 млрд рублей, на инвестиционные - 2 млрд рублей. По сравнению с 2018 годом объемы льготного кредитования малых форм хозяйствования увеличиваются в два раза", - сказала Фастова на XXX съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) России.

Объем кредитных договоров для малых фермерских хозяйств в прошлом году составил около 3 млрд рублей, в 2017-м - около 1,5 млрд рублей.

Поддержку фермерам пообещал президент Владимир Путин, направивший приветственную телеграмму участникам съезда.

"Государство будет существенно наращивать поддержку фермерства, способствовать повышению его конкурентоспособности, продвижению наиболее эффективных форм сельхозкооперации", - отметил глава государства. 

Повышенная доступность

До недавних пор системы поддержки, все эти дотации и так далее были не слишком приспособлены для нужд малых и средних сельхозпредприятий, говорит доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. И то, что их выделяют в отдельную статью, формируя отдельные условия, дифференцированно от "крупняка", сделает меры поддержки более доступными.

"А если меры поддержки становятся доступны, то при нормальном использовании, они дают положительный эффект - как минимум, выравнивают условия конкуренции с крупными предприятиями. Мало того, что крупные игроки более производительны, у них лучший доступ к инфраструктуре, но до сих пор у них были преимущества и в возможностях получать поддержку на произведенную продукцию, на поставляемые ресурсы. У "мелкоты" же таких возможностей почти не было, что серьезно депрессировало развитие малых и средних предприятий, особенно малых", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Прирост производства

Между тем, они в социальном смысле очень значимы, и в некоторых подотраслях сельского хозяйства более чем эффективны. Это овощеводство, плодоводство, где-то в предгорных районах - овцеводство и козоводство, то есть в тех сферах, где требуется много ручного труда и человеческого надзора.

Если объем поддержки, выделяемый на малые предприятия, будет увеличен, это, безусловно, отзовется приростом их производства, уверен Леонид Холод. 

Социальная значимость

В любом случае с этой поддержкой малые предприятия будут эффективней, чем крупные - там меньше на каждый рубль расходов на самого работника.

Рост поддержки малых фермерских хозяйств в конечном итоге положительно скажется на ценах для потребителей
foursquare.com  / Роман К.
"Если на промышленном предприятии вы платите работнику зарплату, то в фермерское хозяйстве человек собственный труд внутри стоимости учитывает не в полной мере. Кроме того, там и другая производительность труда. В некоторых хозяйствах, там, где много ухода и ручного труда, эффективность даже выше. Ну и в социальном смысле это очень значимо", - пояснил эксперт.

Рост поддержки малых фермерских хозяйств в конечном итоге положительно скажется на ценах для потребителей: "При росте объемов поступления продукции на рынок или цены будут падать, если объемная конкуренция будет большой, или эти цены хотя бы станут медленней расти". 

Малым фермерам, в первую очередь, нужно помочь со сбытом, говорил ранее  генеральный директор информационно-аналитического агентства InfolineИван Федяков

Есть множество примеров локальных, региональных, рынков, где существуют разные способы кооперации, и эти способы побеждают, или по крайней мере достойно конкурируют с промышленными форматами, отмечал эксперт.

"И я не знаю ни одного рынка, где фермеры победили бы сетевые форматы просто за счет того, что они фермеры. Это было во время НЭПа, и все, потом кончилось. Так что фермерам нужны не рынки, им нужна другая система организации, кооперация, и поддержка в этом смысле", - сказал Федяков.