Купить нельзя создать: Россия не оставит МС-21 без "черного крыла"
wikipedia.org  /  Denis Fedorko / CC BY-SA 4.0

Прекращение Японией поставок углеродного материала для МС-21 задержит проект на какое-то время, но не остановит его. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал авиаэксперт Дмитрий Адамидов.

"Как известно, США ввели санкции на поставку специального углеродного композитного материала для нового российского самолета МС-21, и Япония им подчинилась. Без этих поставок проект лишается главной своей части – так называемого "черного крыла", которое дает машине целый ряд преимуществ и летных качеств. В данной ситуации у России лишь два варианта: первый менее перспективный – все же найти возможности получить композит у японцев. Здесь самый широкий спектр вариантов.

Можно попытаться найти третью страну, которая станет посредником и не испугается санкций. Чисто теоретически это исполнимо, на практике сказать, какое государство такую услугу России может оказать, не возьмусь. Проблема в том, что все игроки авиарынка хорошо знают проекты друг друга, и поставки быстро вскроются. Также есть варианты кулуарных переговоров с Японией, попытки выкупить или выкрасть технологии. Последнее, конечно, маловероятно", - отмечает специалист.

Спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов рассказал: Япония создала России "большие проблемы" отказом от поставок композитного материала для самолета МС-21, что привело к задержке в реализации проекта. "Недавно правительство Японии после звонка из известной столицы известного государства ввело дополнительные санкции против РФ. До этого нам продавали специальное углеродное волокно, из которого мы делали так называемое "черное крыло", современное крыло для гражданского самолета МС-21", - рассказал Иванов.

"Второй вариант решения проблемы куда надежнее первого – создать собственный аналог углеродного материала Японии. Потенциал у российского авиапрома для этого есть, как и неплохие заделы. Но в любом случае эта работа потребует определенного времени – примерно один-два года. Загвоздка в том, что идеального аналога получить не удастся, а это потребует пересмотра всего проекта.

Изначально концепция самолета предполагает скрупулезный просчет огромного массива данных и нюансов – все системы машины должны работать слаженно. Проект создавался под крыло из японского материала – удельный вес российского материала будет легче или тяжелее – пусть на совсем небольшие величины. Но это потребует детальных пересчетов всего проекта, учета новых данных в аэродинамических показателях, доработки системы двигателей и еще множества деталей. С учетом испытаний серийного производства стоит ждать примерно четыре-пять лет", - считает эксперт.

Принцип замещения

МС-21-300 - пассажирский самолет нового поколения вместимостью 211 пассажиров с комфортабельным салоном. Лайнер более экологичен, чем Airbus и Boeing, показатели выбросов углекислоты и азота у российского самолета ниже. Главным же достоинством новой машины является экономичность. Сверхпрочное композитное крыло позволяет значительно улучшить аэродинамику, что уменьшает расходы при эксплуатации лайнера на 12-15% по сравнению с существующими аналогами.

Санкции лишь затормозят реализацию проекта, но не отменят его
irkut.com / Пресс-служба корпорации «Иркут»

Иванов допустил: Россия рассматривает вариант покупки нужного материала в других странах, но не стал уточнять где именно. Тем временем, руководство Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Гагарина, который собирает оборудование для гражданских самолетов Superjet 100, объявило: предприятие примет участие в производстве материалов для МС-21. Сейчас завод официально "на этапе вхождения в программу".

"Проблема в том, что изначально изготовителем нужного материала выступала Япония – эту страну давно в шутку прозвали "неофициальным штатом США" из-за политической несамостоятельности. С 1945 года Токио проводит исключительно навязываемую американцами политику, последовательно увеличивая число военных баз США на своей территории и поступаясь собственными интересами. Свободы у этой страны меньше, чем у Приднестровья.

США же ввели запрет на поставку композитов для нового российского лайнера исключительно чтобы уязвить Россию. Никаких "подводных камней" здесь нет – выявлена зависимость промышленности РФ от эксклюзивных материалов, производимых одним из сателлитов Америки. Сначала Штаты предусмотрительно убедились, что интересы их собственных производителей не пострадают, после этого ввели запрет.

Эффект санкций в данном случае – чисто временный, Россия неизбежно создаст аналогичный японскому материал. Тем самым страна избавится от зависимости, делающей нашу промышленность уязвимой – по крайней мере, в части новейших композитов. Впрочем, правительство РФ в любом случае поставило задачу довести долю отечественных комплектующих в МС-21 до 97% к 2022 году, так что США и Япония лишь подтолкнули Россию к ускорению этой работы", - заключает Дмитрий Адамидов.