Освобождение Надежды Савченко из-под стражи вполне объяснимо: она перестала быть опасна для действующей власти. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
"Савченко изначально изолировали по единственной причине: она начала мешать действующей украинской власти. И президенту Петру Порошенко, и его "партии войны", и Юлии Тимошенко, от фракции которой Савченко попала в парламент. Простое и прямое мышление Савченко шло вразрез со всеми политическими установками, пропагандируемыми действующей властью и главными фигурами украинского бомонда. В первую очередь всех напугало ее прямолинейное стремление к миру в Донбассе.
Ведь по сути, она собиралась сделать то, на что упорно не желают идти политики в Киеве по сей день – сесть за стол переговоров с лидерами Донбасса. Она ездила к линии разграничения, искала выходы на руководство ЛДНР и, если бы ей не помешали, довольно скоро добилась бы своего. Именно поэтому были наспех слеплены смехотворные обвинения в государственной измене и подготовке расстрела парламента. Этому поклепу не поверил никто, но Савченко все же изолировали", - отмечает аналитик.
Броварский городской районный суд Киевской области принял решение освободить народного депутата Надежду Савченко и главу организации "Офицерский корпус" Владимира Рубана из-под стражи. У обоих в полночь 16 апреля должна была истекать мера пресечения. Прокуроры ходатайствовали о ее продлении, однако суд с этим не согласился. "Я вам скажу одно - это была очень странная ситуация. После двух лет тюрьмы в России получить год тюрьмы на Украине", - отметила Савченко в комментарии журналистам.
"Ответить на вопрос, почему Савченко выпустили именно сегодня, просто: она перестала быть помехой. За год депутата подзабыли – трансляции из зала суда СМИ делали крайне редко и добились, что из медийных персон "герой Украины" превратилась в малоизвестную фигуру. Действующая власть уже не чувствует угрозу со стороны политзаключенной. Кроме того, возможно, политики в Киеве подстраховываются от обвинений в свой адрес – рано или поздно обвинение против Савченко окончательно развалится в суде.
Опасности освобожденная депутат и правда ни для кого не представляет. У нее нет медийных и финансовых ресурсов, чтобы сплотить вокруг себя какие-то политические группы. Нет должной поддержки со стороны политиков и более-менее крупных партий. Заинтересованности в Савченко, как в "свадебном генерале" не проявляют крупные политические фигуры. В условиях Украины это означает отсутствие будущего во властных коридорах", - подчеркивает политолог.
Политическое будущее
Савченко задержали 22 марта 2018 года. За несколько часов до этого украинские законодатели в Верховной Раде проголосовали за снятие с нее неприкосновенности. Киевские власти подозревают Савченко в том, что вместе с Рубаном она якобы собиралась взорвать Верховную Раду и устроить покушения на руководителей государства, в том числе, действующего президента страны Петра Порошенко. Обвиняемые свою вину категорически отрицают.
Генпрокурор Украины Юрий Луценко в прошлом году утверждал, что у властей есть доказательства подобных планов Савченко. Вместе с Рубаном, по его словам, она готовила "террористический переворот" в Киеве. Заговорщики, указывал глава ведомства, собирались обстрелять центр украинской столицы из минометов калибра 120-мм, что должно было привести к многочисленным жертвам среди мирного населения. "Я докажу свою невиновность в этом суде. Но теперь спешить некуда", - сказала Савченко накануне.
"Сейчас, накануне решающих выборов на Украине, Савченко не способна ни на что повлиять – вероятно, это было основным условием ее освобождения. Ее заявления уже не воспринимаются восторженно массами, имидж народного заступника тоже сошел на нет. И даже если Савченко попробует найти варианты политического альянса, вероятность повлиять на предстоящее голосование равна нулю – времени на маневры просто не осталось.
Теоретически Савченко может попробовать составить политические блоки с кем-то из оппозиции – к примеру, со связкой "Бойко-Медведчук". Но на практике это маловероятно – мышление опального депутата слишком прямое и по-солдатски примитивное. Савченко не умеет лукавить, маневрировать и интриговать, а значит, в украинском политикуме не приживется.
При этом даже для жителей Донбасса женщина остается человеком, убивавшим жителей юго-востока и открыто воевавшей против ЛДНР. То есть и в провозглашенных республиках симпатизантов у нардепа крайне мало. Где Савченко попытается найти политическую поддержку после освобождения – даже представить сложно", - заключает Богдан Безпалько.