Внутренние склоки и конкуренция американский и французских оборонных фирм ставят альянс НАТО под угрозу. Об этом пишет nationalinterest.org в материале, перевод которого представлен ниже.
"Западным странам неоднократно напоминают о нависшей над ними политической угрозе со стороны России на северной границе Организации Североатлантического договора (НАТО). А в это время уязвимыми и незащищенными остаются юго-восточные границы альянса. Черное море имеет стратегическое значение, так как оно соединяет Европу, Азию и Ближний Восток. После событий на Украине в 2014 году Россия резко усилила свое военное присутствие на Черном море и отсюда оказывала поддержку своим военным операциям в Сирии. Своеобразной проекцией власти России в этом регионе стал мост через Керченский пролив, соединяющий Крымский полуостров с Россией.
Кроме того, недавняя неопределенность в Турции создала неотложные проблемы для военных возможностей НАТО на юго-восточной границе альянса. В настоящее время способности морской обороны НАТО в Черном море остаются весьма незначительными. К числу недавних факторов ослабления оборонного потенциала относятся политическая поляризация и тупиковая ситуация в некоторых европейских странах-членах НАТО. Альянс также претерпевает трудности из-за возобновления экономического и политического конфликта внутри НАТО между Соединенными Штатами и государствами Европы. Эти события затормозили инвестиции в морской оборонный потенциал на Черном море. В результате, риски безопасности значительно возросли. Для укрепления юго-восточного фронта странам НАТО необходимо вновь подчеркнуть важность скоординированной оборонной политики, интегрирующей военную оборону в Черноморском регионе и Средиземном море. К сожалению, в последние годы политический акцент на совпадение точек зрения относительно обороноспособности был отодвинут в сторону, а США не раз заявляли о совместном несении расходов на военные нужды.
Румыния является важнейшим партнером Соединенных Штатов и играет центральную роль в обеспечении стабильности Североатлантического союза в этом регионе. Румыния стала членом НАТО в 2004 году и подписала дополнительное двустороннее военное соглашение с США. С 2016 года на территории страны расположены системы ПРО. В последние годы Румыния неоднократно обязывалась увеличивать расходы на оборону. В 2016 году военный бюджет вырос на 40%, а в 2017 году достиг 2% от ВВП. Несмотря на небольшое сокращение ресурсов, выделяемых на военные цели в 2018 году, Румыния, вместе с Польшей и странами Прибалтики, является одной из стран НАТО, которые наиболее активно отреагировали на призывы к совместному несению расходов, которые усилились в период нахождения Трампа на посту президента США. Кроме того, общественная поддержка НАТО в Румынии чрезвычайно высока - всегда выше, чем в соседних странах.
Важнейшим политическим приоритетом НАТО является модернизация военно-морского оборонного потенциала в регионе. Это жизненно важная и насущная задача, учитывая, что после присоединения Крыма Москва утроила свое военное присутствие в Черном море. Общее число российских военнослужащих, дислоцированных в Черноморском регионе, выросло с 10 000 в 2014 году до 31 000 в 2019 году. Количество российских военных кораблей в регионе также увеличилось в три раза. Главный военный порт России Севастополь находится всего в 150 милях от Констанцы—главного Черноморского порта Румынии. Между тем, недавняя ситуация в Турции накладывает дополнительные оборонные обязанности на другие страны НАТО, имеющие выход к Черному морю.
С 1989 года румынские политики добились замечательных успехов в переговорах о вступлении своей страны в НАТО, однако нынешний поляризованный политический тупик, в котором находится страна, значительно замедлил процесс инвестиций в цели обеспечения безопасности Североатлантического союза. Верджил Чицак, румынский адмирал в отставке и нынешний сенатор, считает нерешительность румынского правительства в отношении инвестиций в военный потенциал неприемлемой и считает, что такие задержки создают серьезную угрозу безопасности НАТО.
Например, в 2016 году демократически-либеральное правительство во главе с премьер-министром Дачианом Чолошем начало процесс модернизации военно-морской обороны Румынии. Тогда правительство вступило в переговоры с ведущими производителями военно-морской техники. Лидером этого процесса стала голландская фирма Damen Shipyard Gorinchem Nederlanden, партнер ведущих американских поставщиков военной техники, таких как Raytheon, Boeing и General Dynamics. В 2016 году правительство Румынии обязалось приобрести 4 корвета и модернизировать военную технику на линкорах. Однако в 2017 году новое правительство Румынии отменило предложение кабинета Чолоша и решило заключать контракты по военно-морской модернизации на основе конкурентных торгов. Однако новый процесс закупок также потребовал промышленного участия Румынии в строительстве корветов. Тем не менее, кабинет во главе с премьер-министром Виорикой Дэнчилэ, которая вступила в должность в январе 2018 года, оспорил и, в конечном счете, отменил это решение. Постоянные изменения привели к тому, что планы закупок резко застопорились в январе 2019 года.
Кроме того, недавние политические события в НАТО создали дополнительные препятствия для процесса модернизации военно-морского флота Румынии. В июне 2018 года президент Франции Эммануэль Макрон объявил о проекте создания единой европейской армии. Макрон связал эти грандиозные планы общеевропейской обороны с попытками противостоять действиям партнеров, которые пытаются лишить французских производителей оборонных контрактов в пользу американских фирм. Это заявление вызвало еще больше споров между странами. Правительство Бельгии бросило вызов давлению со стороны президента Макрона, призывающего закупать французские военные самолеты. Брюссель решил приобрести самолеты F-35 и это Париж открыто осудил. Как и Бельгия, румынские политики разрываются между США и Францией. Как выразился бывший министр обороны генерал Корнелиу Добритою: «В ближайшие несколько недель Соединенные Штаты либо выиграют, либо проиграют битву за влияние в стратегическом районе Черного моря в Румынии, но в случае проигрыша победа перейдет к французам».
Нынешнее соперничество между европейскими странами и США подрывает военную безопасность альянса. Распри могут привести к распространению взаимоисключающих военных технологий, что может замедлить возможность комплексного реагирования на военное нападение. Испытывая давление со стороны Франции и США, политики в Бухаресте могут пренебречь важными вопросами, касающимися совместимости различных военных платформ и технологий. В частности, практически не обсуждается вопрос о совместимости технологических улучшений, которые будут сделаны в Черноморском регионе, и военно-морским оборудованием, которое в настоящее время активно используется в Средиземном море, хотя эти регионы важны и связаны между собой.
В этом контексте для укрепления юго-восточных границ НАТО необходимо усиление политического и военного руководства Соединенных Штатов. Нынешнее соперничество между европейскими странами и США могут иметь серьезные долгосрочные последствия для безопасности региона. В рамках НАТО Вашингтону необходимо вместе с предложением о совместном несении расходов сделать акцент на совместимости военных стандартов между различными боевыми платформами. Учитывая нестабильную ситуацию вдоль юго-восточной границы альянса, Вашингтону необходимо активизировать переговоры со странами региона и убедить их правительства ускорить процесс инвестиций в военно-морскую оборону.
Кроме того, принимая во внимание частые задержки в нынешнем процессе военных закупок, Румынии следует рассмотреть альтернативные методы принятия решений. Одной из таких возможностей является процесс переговоров между правительствами, который был успешно использован румынским правительством при приобретении систем ПРО «Патриот». В условиях нынешней нестабильности на Черном море важно реализовывать решения как можно быстрее. Среди различных претендентов на военно-морские контракты, только Damen Shipyard может завершить проект в короткие сроки и удовлетворить требование румынского правительства относительно отечественного промышленного участия. И, наконец, правительству Румынии необходимо уделить приоритетное внимание совместимости военных технологий".