Испанский ученый назвал неожиданные последствия атомной аварии в Чернобыле

16:43  16 Мая 2019
6 358
Овьедо, Испания

Испанский биолог Герман Орисаола назвал непредвиденные последствия атомной аварии в Чернобыле, пишет австралийское издание ScienceAlert.

Чернобыль оживает быстрее, чем думали ученые

Все думали, что Чернобыль останется пустыней

26 апреля 1986 года во время технических испытаний на Чернобыльской АЭС взорвался реактор № 4. Выброс радиации более чем в 400 превышал уровень радиации после сброса атомной бомбы на Хиросиму (Япония) в 1945 году. Это была крупнейшая ядерная авария в истории человечества.

Работы по деконтаминации (устранению радиологического загрязнения) начались сразу же после аварии. Вокруг завода была создана зона отчуждения, из которой было эвакуировано более 350 000 человек. Они так и не вернулись. Жесткие ограничения на постоянное проживание в зоне действуют и по сей день.

Авария оказала серьезное воздействие на человеческое население. Хотя точных цифр нет, потери человеческих жизней и физиологические последствия для популяции были огромны.

Важное значение имеет первоначальное воздействие радиации на окружающую среду. Одним из районов, сильнее всего пострадавших от загрязнения, был сосновый лес вблизи завода. Его прозвали "рыжий лес". Эта область получила наибольшие дозы радиации, сосны погибли мгновенно, и все листья стали красными. Из животных такой уровень радиации пережили немногие.

Поэтому после аварии стали считать, что местность будет пустовать всегда. Учитывая, что некоторые радиоактивные соединения разлагаются и исчезают из окружающей среды очень долго, ученые прогнозировали, что живая природа не появится здесь еще долгие столетия.

Живая природа Чернобыля сегодня

Последствия радиационного загрязнения оказались менее значительны

Но сегодня, спустя 33 года после аварии, в Чернобыльской зоне отчуждения живут бурые медведи, зубры, волки, рыси, лошади Пржевальского, более 200 видов птиц и многие другие животные.

В марте 2019 года большинство основных исследовательских групп, работающих с чернобыльской дикой природой, встретились в английском городе Портсмут. Около 30 исследователей из Великобритании, Ирландии, Франции, Бельгии, Норвегии, Испании и Украины представили последние результаты своей работы.

Ученые исследовали крупных млекопитающих, гнездящихся птиц, амфибий, рыб, шмелей, дождевых червей, бактерий и разложение опавших листьев. Их исследования показали, что в настоящее время в этом районе наблюдается большое биоразнообразие. Кроме того, они подтвердили общее отсутствие серьезных негативных последствий нынешнего уровня радиации для популяций животных и растений, проживающих в Чернобыле.

Все исследуемые группы сохраняют стабильные и жизнеспособные популяции внутри зоны отчуждения.

Наглядные примеры разнообразия дикой природы в этом районе предоставил проект TREE (TRansfer-Exposure-Effects: Проникновение – Воздействие – Результат), возглавляемый Ником Бересфордом из Центра экологии и гидрологии Великобритании.

В рамках этого проекта в течение нескольких лет в различных районах зоны отчуждения устанавливались камеры с датчиками движения. Фотографии, сделанные этими камерами, подтверждают наличие богатой фауны на всех уровнях радиации. Эти камеры впервые зафиксировали присутствие бурых медведей и европейских зубров на украинской части территории и увеличение численности волков и лошадей Пржевальского.

Загрязнение вызвало частые мутации и сократило продолжительность жизни

Работа с чернобыльскими амфибиями также выявила большое их число в зоне отчуждения, даже в более загрязненных районах. Кроме того, были обнаружены некоторые явления, которые могут быть признаками адаптивной реакции на жизнь в условиях радиации. Например, лягушки в зоне отчуждения темнее лягушек, живущих за ее пределами, что, возможно, помогает им защищаться от радиации.

Исследования также выявили некоторые негативные последствия радиоактивного излучения на индивидуальном уровне. Например, некоторые насекомые в зонах с высокой радиацией, по всей видимости, имеют более короткую продолжительность жизни и более уязвимы перед паразитами. Некоторые птицы в сильно загрязненных местах также имеют более высокий уровень альбинизма и другие физиологические и генетические изменения. Но эти последствия в целом, похоже, не влияют на поддержание популяции диких животных в этом районе.

Отсутствие негативного воздействия радиации на дикую природу в Чернобыле может быть связано с несколькими факторами. Во-первых, дикая природа может быть гораздо более устойчива к радиации, чем считалось ранее. Во-вторых, некоторые организмы могли начать проявлять адаптационные реакции, которые позволили им справляться с радиацией и жить в зоне отчуждения без вреда для себя. Кроме того, благоприятствующим фактором для многих видов могло стать отсутствие людей в зоне отчуждения.

Эта последняя версия может означать, что в среднесрочной перспективе воздействие человека более негативно сказывается на дикой природе, чем ядерная авария – весьма поучительный вывод для человечества.

Будущее Чернобыля

Воздействие человека может быть разрушительнее радиационного

За прошедшие годы Чернобыль стал отличной природной лабораторией для изучения эволюционных процессов в экстремальных условиях. Полученные данные могут оказаться очень ценными для науки, учитывая быстрые изменения окружающей среды во всем мире.

В настоящее время есть несколько проектов по возобновлению человеческой деятельности в этом районе. Туризм в Чернобыле процветает, в 2018 году его посетили более 70 тысяч человек. В прошлом году была даже создана художественная инсталляция и организована техно-вечеринка. За последние 33 года Чернобыль превратился из потенциальной пустыни в область, представляющую большой интерес с точки зрения сохранения биоразнообразия.

Это может показаться странным, но сейчас нам нужно работать над сохранением целостности зоны отчуждения как природного заповедника, если мы хотим, чтобы Чернобыль и дальше оставался своего рода убежищем для дикой природы.