Единая экономическая политика ЕАЭС преодолеет "интеграционные фобии"
kremlin.ru  /  Пресс-служба президента Российской Федерации

Призыв Путина совершенствовать координацию экономической политики вызван "пробуксовыванием" интеграционных процессов. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил эксперт по ЕАЭС Дмитрий Болкунец.

Путин рассказал о важности координации экономической политики ЕАЭС
kremlin.ru  / Пресс-служба президента Российской Федерации

"Владимир Путин не зря в рамках руководителей стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) призывает совершенствовать координацию совместной экономической политики. Интеграция идет медленно, и это приходится признать. ЕАЭС уже существует пять лет, ему предшествовали другие проекты, включая ЕврАзЭС и Таможенный союз. Интеграция идет, но этот процесс мог бы развиваться куда быстрее, чем мы наблюдаем сейчас. И вина в этом на участниках ЕАЭС.

Небольшие страны-участники альянса, такие как Белоруссия, Армения и Киргизия, занимаются протекционизмом, стремясь защищать свои рынки. Недавнее развитие Минэкономразвития РФ выявило: белорусская стороны выставила 19 торговых барьеров в отношении РФ. Очевидно, что такие шаги тормозят интеграцию и мешают взаимодействию представителей бизнеса разных стран. Отсюда и отсутствие крупных совместных корпораций, а на них ЕАЭС и нацелен", - отмечает аналитик.

Президент России Владимир Путин, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Нур-Султане, заявил: странам ЕАЭС необходимо совершенствовать координацию политики в ключевых отраслях экономики. "Нужно в полной мере осуществить принятые в рамках ЕврАзЭс решения о введении наднационального регулирования в банковском и финансовом секторах, в медицине и фармацевтике, транспорте, нефтегазовой промышленности", - сказал российский лидер.

"Интеграционные процессы замедляются в том числе из-за того, что Евразийская комиссия, формально являясь наднациональным органом, фактически не имеет полномочий по контролю исполнения выдаваемых ею поручений. В данном случае должен появиться надзорный орган, который в режиме реального времени будет отслеживать реализацию подписываемых соглашений. А также влиять на выполнение договоренностей на уровне президентов и глав правительств.

Без этого ситуацию с нынешней "мертвой точки" сдвинуть не удастся. Ежегодно в ЕАЭС подписывается огромное количество документов, которые не работают – их блокируют в странах-участницах. То есть для интеграции должна быть политическая воля всего альянса. Не лучшим образом обстоят дела и с позиционированием ЕАЭС – подавляющее число граждан альянса понятия не имеет, чем занимается альянс и как развивает экономику стран-участниц", - подчеркивает эксперт.

Снятие барьеров

По словам Путина, также "более слаженных совместных усилий требует унификация законодательной базы в области экономики". "На наш взгляд, необходимо продолжить курс на оптимизацию административных правил и процедур, устранение остающихся нетарифных барьеров, облегчение бюрократической нагрузки на бизнес", - отметил глава государства. И добавил: в этой связи имеет большое значение договоренность о создании общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС

Лидеров ЕАЭС Москва призвала к снятию торговых барьеров
пресс-служба президента РФ  / 

Это же, по словам Путина, касается и решения по промышленности "Совет займется выработкой предложений по созданию совместных предприятий с учетом специализации и разделения труда, сложившихся между государствами ЕАЭС", - сказал президент РФ, отметив при этом возможность создания крупных союзных корпораций. Рост торговли государств ЕАЭС с третьими странами говорит о позитивном эффекте от евразийской интеграции. Путин напомнил: в 2018 году товарооборот стран ЕАЭС с третьими государствами вырос на 18,8%, превысив $750 млрд.

"Идеальная картина, для которой создавался ЕАЭС – полное отсутствие торговых барьеров внутри альянса. Россиянин приходит в магазин, где видит на прилавке широкий ассортимент армянских, белорусских, казахстанских товаров. И так в каждом государстве союза. И достичь этого можно за два-три года, если все лидеры стран проявят политическую волю, откажутся от политики протекционизма.

Однако в Минске, Бишкеке, Нур-Султане и Ереване привычно оглядываются на Евросоюз, в котором страны Европы делегировали огромные полномочия наднациональным органам. В результате страны ЕС оказались ограничены в проведении собственной национальной политики, продвижении собственных интересов. В результате случился Brexit, а в странах ЕС все больше противников Евросоюза.

Но сравнение ЕС и ЕАЭС – ошибка, Евразийский союз создавался как чисто экономический, цели ущемить или отнять чей-то суверенитет никто не ставил. Однако в Киргизии, Белоруссии, Казахстане и Армении инстинктивно боятся наднациональных органов. Эти "интеграционные фобии" тоже в существенной мере тормозят позитивные процессы, и для преодоления этого барьера без политической воли опять-таки обойтись не удастся", - заключает Димитрий Болкунец.