Новая стратегия ЕС в Центральной Азии натолкнется на позиции ШОС
kremlin.ru  /  Пресс-служба Кремля

Европа лишается субъектности в мировой политике, поэтому ей следует больше думать не про новую стратегию развития отношений с Центральной Азией, а о борьбе с внутренними вызовами. На текущий момент именно ШОС является ведущей организацией, занимающейся решением геополитических проблем и вопросов безопасности в регионе Центральной Азии, отмечает заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Новая стратегия ЕС в Центральной Азии 

Совет Евросоюза одобрил новую стратегию развития отношений с Центральной Азией. В документе выражена готовность ЕС к заключению и реализации соглашений о расширенном партнерстве со странами региона и активизации сотрудничества в целях содействия миру в Афганистане. В этой стратегии Евросоюз признает «стратегическую роль Центральной Азии в глобальных усилиях по содействию евро-азиатским связям».

«Не удивительно, что в Евросоюзе вспомнили о существовании такого важного региона как Центральная Азия после саммита Шанхайской организации сотрудничества. Именно ШОС сегодня является ведущей организацией, занимающейся решением геополитических проблем и проблем безопасности в регионе Центральной Азии. В то же время нынешний ЕС очень далек от активного участия в разрешении гуманитарных, политических или экономических проблем, а также вопросов безопасности. Это касается не только Центральной Азии, но и других регионов.

Европа в настоящий момент все более и более лишается субъектности в мировой политике, погружаясь в дрязги и конфликты между отдельными политическими силами внутри европейских стран. Усугубляются проблемы Брексита, социальных и миграционых протестов. Очевидно, что сейчас Брюссель далеко не в лучшем состоянии и основная задача справиться с теми мощнейшими вызовами как внутри ЕС, так и со стороны внешних игроков, будь то мигранты или радикальная экономическая политика США», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Как считает Шаповалов, Евросоюз давно превратился в крайне пассивного игрока на внешней арене. Какие-то активные действия, если и совершаются, то усилиями отдельные страны ЕС, например, бомбардировки Сирии или вмешательство во внутренние дела Ливии. Причем все эти активные действия совершаются не Европой по своей инициативе, а руководством США. Европа выступает здесь в качестве младшего и ведомого партнера. В подобной реальности Европа не в состоянии формулировать и проводить серьезные стратегические действия.

Шаповалов: Европа в настоящий момент все более и более лишается субъектности в мировой политике
riosc.com / Институт гуманитарных технологий

Позиции ШОС в Центральной Азии 

Одно время и Вашингтон активно продвигал идею большой Центральной Азии, но впоследствии страны региона увидели в этой идее стремление взвалить на них бремя Афганистана. Да и сами американцы не выделили под нее серьезных ресурсов. Кроме того, при Трампе они так и не решили, какую политику проводить Центральной Азии, отметил чуть ранее заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

Российское же присутствие и военно-политическое влияние России в Центральной Азии в последние годы увеличилось, плюс оно дополняется экономическим влиянием и доминированием Китая.

Укрепляет связи России и Китая с ключевыми странами региона и диалог в формате ШОС, которая в последние годы превратилась в очень серьезную политическую структуру, где в качестве наблюдателей состоят многие страны Евразии. Все это свидетельствует об очень высоком уровне авторитета данной международной структуры. В этой схеме Западу просто нет места, и любая новая стратегия ЕС в Центральной Азии натолкнется на позиции ШОС.

«Понятно, что тот же миграционный кризис, ставший большой проблемой для ЕС, стал следствием вооруженных конфликтов, которые возникли на территории Ближнего, Среднего Востока и некоторых других стран, в том числе Афганистана. Для решения существующих в Европе проблем, Брюсселю нужно проводить гораздо более активную политику в отношении разных регионов, в том числе Центральной Азии и Афганистана, как страны, находящейся в тяжелейшем экономическом, политическом и гуманитарном положении.

Все эти страны нуждаются в помощи со стороны ЕС. Но представляется маловероятным, что за данной инициативой последуют реальные действия, направленные на оказание конкретной помощи этим странам, так как в отличии от стран ШОС Евросоюз в настоящее время не достаточно дееспособен, чтобы проводить такую обоснованную и выверенную политику», - резюмирует Владимир Шаповалов.