Изменения в закон о защите прав дольщиков закрывают вопрос долгостроев
ФБА «Экономика сегодня»  /  Степан Яцко

Изменения в законы о долевом строительстве многоквартирных домов и о Фонде дольщиков, подписанные президентом, позволят закрыть вопрос долгостроев. Как считает эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников, в идеальной схеме достройки всех проблемных жилых объектов местные администрации должны через открытые конкурсы привлечь застройщиков с учетом их финансового положения.

Изменения в законы о долевом строительстве многоквартирных домов и о Фонде дольщиков  позволят закрыть вопрос долгостроев
ФБА «Экономика сегодня»  / Степан Яцко

Изменения в закон о защите прав дольщиков

На портале публикации правовых актов сегодня появился документ за подписью президента РФ Владимира Путина с изменениями в законы о долевом строительстве многоквартирных домов и о Фонде дольщиков. Первый документ в частности предполагает создание в регионах некоммерческих организаций, которые будут достраивать долгострои на средства компенсационного фонда, а также федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Второй документ предусматривает передачу страховыми компаниями премий по действующим договорам страхования ответственности застройщиков в Фонд защиты прав дольщиков. Речь идет о сумме около 15 млрд рублей, которые также направят на достройку проблемных объектов. Тратить деньги фонд сможет только на достройку проблемных объектов.

«Мы видим практическое оформление тех идей, которые высказывались в послании президента к Федеральному собранию. Проблема застарелая, и носит явный социально-политический характер, она превратилась в серьезный раздражитель. Последняя прямая линия показала, что у обманутых дольщиков нарастает раздражение, так как проблема длится годами и ничего не меняется. Естественная реакция президента заключается в том, что дело надо довести до конца. В этом плане здесь все понятно, очевидно и заслуживает только положительной оценки.

Последний месяц мы видим, что неопределенная ситуация связана во многом и с переходом на эскроу-счета. Там тоже решается вопрос о том, чтобы продлить переходный период или перенести срок его введения. В ближайшие недели мы увидим окончательный ответ Минстроя, который сейчас озабочен поручениями от президента и правительства. Риски тоже понятны - мы можем получить дополнительное обрушение строительного рынка, что не вписывается в идеи об ускорении экономического роста во второй половине года.

Здесь стоит отметить, что доведение до конца всех замороженных работ на строительных площадках и решение истории с дольщиками обернется определенным стимулом деловой активности. Для рынка это определенный толчок, который позволит перекрыть возможности падения его в дальнейшем. В итоге поправки за подписью президента решают сразу две задачи – убирается социальный раздражитель и оказывается поддержка строительному рынку в целом», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Никита Масленников.

В ходе прямой линии с россиянами Путин коснулся темы обманутых дольщиков. Президент обратил внимание, что обязанность по решению проблемы обманутых дольщиков лежит не только на федеральных властях, но и на регионах. Но при этом пообещал обязательно довести этот вопрос до конца, что и сделал через неделю.

В ходе прямой линии с россиянами Путин коснулся темы обманутых дольщиков, пообещав довести вопрос до конца
kremlin.ru  / Пресс-служба Кремля

Схема достройки проблемных жилых объектов

Напомним, что общую площадь недостроенного жилья обманутых дольщиков по всей России вице-премьер Виталий Мутко оценил на уровне около 14,4 млн квадратных метров. Проблем касается свыше 200 тысяч семей. Чтобы разобраться с проблемой, Мутко предложил достраивать долгострои в тех регионах, где их меньше всего. Например, в 26 регионах имеется всего до пяти жилых долгостроев, а еще в 17 субъектах такой проблемы нет вовсе.

На первом этапе для решения проблемы, по подсчетам Мутко, потребуется докапитализировать Фонд защиты участников долевого строительства на сумму 9 миллиардов рублей. Такой объем средств позволит уже к осени текущего года полностью решить проблему в свыше 40 субъектах России.

«Остается один вопрос - как это все организовать. Нужно подтянуть все источники, а не только федеральный бюджет, необходимо подключать и муниципальное, и региональное финансирование. Такой подход заставит наш Минфин лишний раз посмотреть, как выстраиваются межбюджетные отношения и вообще оценить возможности региональных бюджетов решать это вопрос.

В идеальной схеме достройки всех проблемных жилых объектов местные администрации должны через открытые конкурсы привлечь застройщиков с учетом их финансового положения. Все же где-то проблема возникала из-за и откровенного мошенничества, а где-то просто компании попали в тяжелое финансовое положение, и у них не было возможности достраивать проекты. Открытый конкурс по застройке решит проблему, тем более деньги на эти цели есть», - обращает внимание Масленников.

Проблема обманутых дольщиков и долгостроев получит окончательное решение, когда финансирование строительной отрасли перейдет исключительно на эскроу-счета, отмечают эксперты. Но переходный период предполагает достройку проблемных объектов, потому что государство хотело бы обнулить ситуацию с долгами, взаимными претензиями, долгостроями и проблемными объектами.

Эскроу-счета решают проблему в том смысле, что она не возникнет вновь. Все же эскроу-счета предполагают финансирование банков, а те осуществляют жесткий контроль за строительными компаниями, отмечает Масленников.  В старой схеме застройщики сначала собирали средства, а потом уже считали их и часто перекидывали на другие объекты. С эскроу-счетами такой возможности у них не будет.