Подписаться
на push-уведомления?
Да

Эксперт обозначил реальную проблему ОАК и пути ее решения

18:22  22 Июля 2019
590
Москва

Запрос со стороны ОАК 300 млрд рублей дополнительного финансирования демонстрирует, что российской авиастроительной отрасли пришлось столкнуться с целым рядом трудностей – считает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов.

Российский среднемагистральный лайнер МС-21

Строительство самолетов в России значительно усложнилось

Дело в том, что генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов попросил у президента РФ Владимира Путина 300 млрд рублей, которые необходимы данной структуре для покрытия долгов и реализации проекта МС-21.

Это связано с тем, что привлечение частных инвесторов в ОАК до финансового оздоровления данной структуры маловероятно, из-за чего ей и нужно дополнительное финансирование. Кроме того, ОАК ведет разработку ряда гражданских проектов, где выделяется среднемагистральный лайнер МС-21. Данный российский самолет планируется, в том числе, и для дальнейших продаж на экспорт.

Более того, если подходить к разработке гражданских самолетов такого класса с экономической точки зрения, то они оправдывают себя только тогда, когда они в большом объеме продаются на мировом рынке, поскольку российский рынок не сделает этот проект рентабельным.

К тому же, в рамках МС-21 очень много тонкостей, особенно учитывая тот факт, что мы не разрабатывали и не строили подобные самолеты больше 20 лет – например, это соответствие современным требованиям авиастроения, разработка двигателя ПД-14, а также необходимость обхода западных санкций. Например, из-за этого мы сегодня переделываем, по сути своей, готовый проект Superjet-100.

Директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов

«В целом, все эти проблемы с финансированием показывают, что ситуация с рядом проектов ОАК ненормальна. Об этом и говорит тот факт, что данной госкорпорации требуются деньги, причем не на новые, а на уже реализованные проекты», - заключает Грибов.

Конечно, здесь нельзя забывать и про внешний фактор, поскольку постоянные угрозы со стороны США по усилению санкций и даже по введению ограничений в отношении российских промышленных проектов вроде Superjet-100 и МС-21, серьезно изменили правила игры, поскольку теперь мы не можем идти на то, чтобы значительная часть комплектующих была импортного производства.

Ведь в рамках проекта Superjet-100 порядка 60 процентов стоимости агрегатов продолжает поставляться российскому производителю западными поставщиками, и это было сделано для того, чтобы данный самолет мог без проблем обслуживаться за границей.

На практике все получилось иначе – проект испытывает постоянные проблемы с запчастями, над ним висит санкционная угроза, а тот факт, что двигатель создан на основе французского CFM56, позволяет французской компании Snecma вести себя, как монополист, и не выполнять вовремя условий поставки запчастей. Из-за этого в рамках МС-21 планируется использовать, как минимум, два двигателя.

Российский ближнемагистральный лайнер Superjet-100

Основная проблема ОАК заключается не в МС-21

«Да, нужно согласиться с тем, что разработка и реализация МС-21 вышла дороже, чем планировалось, но надо обратить внимание и на то, что здесь, скорее, проблема в управлении колоссальным имущественным комплексом ОАК», - резюмирует Грибов.

В данную структуру входит фактически вся российская авиационная промышленность, поэтому эти 300 млрд рублей пойдут далеко не только на МС-21, но и на покрытие фактической деятельности всех этих структур. На многих из них трудятся рабочие, эти предприятия платят налоги, но как таковых заказов у них нет, т.е. таких проектов, которые смогут приносить предприятию реальную прибыль.

«К тому же, стоит обратить внимание и на другой момент, а именно на загрузку производственных мощностей ОАК. У нас есть, как заводы, которые имеют очень высокий уровень загрузки, так и совершенно другие предприятия», - резюмирует Грибов.

Среди прибыльных предприятий ОАК, как замечает эксперт, можно назвать завод в Комсомольске-на-Амуре, который производит, как военные самолеты, так и Superjet-100. Есть и другие предприятия, но, в целом, уровень загрузки у ОАК очень маленький.

Комсомольск-на-Амуре является одним из центров самолетостроения в России

«В результате, наиболее частой является ситуация, когда завод, входящий ОАК, может только себя окупать, никакой прибыли он обычно не приносит и, соответственно, не может нормально развиваться собственными усилиями», - заключает Грибов.

По словам Павла Геннадьевича, Воронежский и Ульяновский авиазаводы были заточены на производство 50 самолетов Superjet-100 в год, но подобной загрузки там, естественно, нет. И именно это является проблемой, а не дофинансирование МС-21.

«Просто нам у нас часто приходится содержать огромное предприятие, которое просто не производит нужного количества прибыли. По этой же причине значительное число активов находится на консервации и не может быть перепрофилировано. Например, на заводе в Ульяновске, где раньше строили «Русланы», производственные линии до сих пор законсервированы», - констатирует Грибов.

При консервации большое число оборудования не задействовано в производственном процессе и требует больших финансовых усилий по своей поддержке. По сути своей, на такое направление уходит серьезная часть средств, аккумулированных в ОАК.

Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов

«Так или иначе, все это этапы большого пути. Мы можем с нашими проектами начать движение на рынки Китая, Индии, Малайзии, а также других развивающихся стран. Имеются варианты и с западными рынками, ведь достаточно вспомнить про успехи бразильской компании Embraer и канадской bombardier, начинавших с малых государств», - резюмирует Грибов.

Так что, здесь главное выбрать для ОАК правильную бизнес-стратегию.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Дмитрий Сикорский
Новости партнёров
Журналисты ФАН во время командировки в Триполи узнали об отношении ливийцев к России Корреспонденты ФАН лично наблюдали перестрелку бандитов в Триполи Журналисты ФАН рассказали о жизни простых людей в Триполи Боевики из сирийского Идлиба прибывают в Ливию – журналисты ФАН Журналисты ФАН раскрыли подробности получения виз в Ливию В МИД Украины озвучили условие отмены блокады Донбасса Комиссия Госдумы по вмешательству обсудит миллионные штрафы для Facebook и Google Журналисты ФАН рассказали о слежке во время своей командировки в Ливию Журналисты ФАН озвучили детали своего ареста спецслужбами Ливии в аэропорту Триполи Песков заверил в полной защищенности регионов РФ от иностранной агрессии Противники президента ЦАР пытаются строить заговоры против демократического режима Пристайко объяснил срыв договоренностей по "формуле Штайнмайера" техническим недоразумением
Журналисты ФАН Микульскис и Малянов столкнулись в Ливии с цензурой

Во время командировки в Триполи корреспондентам Федерального агентства новостей Альгису Микульскису и Владимиру Малянову ливийская спецслужба запрещала освещать целый ряд тем.

15:59  20 Сентября 2019
57
Администрация Петербурга назвала дату начала отопительного сезона

Отопительный сезон в Санкт-Петербурге официально начнется во вторник, 24 сентября, сообщает городская администрация. Коммунальщики перейдут из режима периодического протапливания по ночам к регулярной подаче тепла во все здания.

15:56  20 Сентября 2019
47
Журналисты ФАН во время командировки в Триполи узнали об отношении ливийцев к России

Жители Ливии тепло относятся к России и интересуются событиями, происходящими в стране. В этом смогли убедиться корреспонденты Федерального агентства новостей Владимир Малянов и Альгис Микульскис во время своей командировки в эту африканскую страну.

15:48  20 Сентября 2019
58
Синоптик дал прогноз погоды на выходные в Санкт-Петербурге и Ленобласти

О том, какая погода ждет петербуржцев и гостей Северной столицы в ближайшие выходные, рассказал ведущий специалист центра погоды «Фобос» Михаил Леус.

15:47  20 Сентября 2019
56
Корреспонденты ФАН лично наблюдали перестрелку бандитов в Триполи

Бандиты в Ливии устраивают разборки между собой на глазах мирных жителей, подтвердили корреспонденты Федерального агентства новостей Альгис Микульскис и Владимир Малянов, вернувшиеся из командировки в Триполи.

15:40  20 Сентября 2019
33
Друг семьи Заворотнюк рассказал о стремительном развитии ее болезни после родов

Анастасия Заворотнюк была полностью здорова до беременности, а рак стремительно развился у нее после родов. Об этом рассказал друг семьи актрисы

15:34  20 Сентября 2019
45
Журналисты ФАН рассказали о жизни простых людей в Триполи

Корреспонденты Федерального агентства новостей Альгис Микульскис и Владимир Малянов, прибывшие недавно из Ливии, рассказали про жизнь простых людей в Триполи.

15:31  20 Сентября 2019
60
Боевики из сирийского Идлиба прибывают в Ливию – журналисты ФАН

Из сирийского Идлиба в Ливию боевики добираются, используя водный путь. В этом смогли убедиться корреспонденты Федерального агентства новостей Альгис Микульскис и Владимир Малянов, вернувшиеся недавно из командировки в Триполи.

15:31  20 Сентября 2019
38
Журналисты ФАН раскрыли подробности получения виз в Ливию

Ливийские визы удалось получить довольно легко, рассказали корреспонденты Федерального агентства новостей Альгис Микульскис и Владимир Малянов, вернувшиеся из командировки в Триполи.

15:23  20 Сентября 2019
43
В МИД Украины озвучили условие отмены блокады Донбасса

Глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что киевское руководство не собирается отменять блокаду Донбасса, пока не вернет под свой контроль предприятия, находящиеся на территории региона.

15:15  20 Сентября 2019
52
Комиссия Госдумы по вмешательству обсудит миллионные штрафы для Facebook и Google

Ввести серьезные штрафы для иностранных компаний, таких как Google и Facebook, за вмешательство во внутренние дела РФ предложил глава специальной комиссии Госдумы Василий Пискарев.

15:13  20 Сентября 2019
31
Журналисты ФАН рассказали о слежке во время своей командировки в Ливию

О том, что во время своей командировки в Ливию в стране видели только представителей западной прессы, а за ними велась круглосуточная слежка, журналисты Федерального агентства новостей Альгис Микульскис и Владимир Малянов рассказали на пресс-конференции, организованной после их возвращения домой.

15:11  20 Сентября 2019
44
Производитель представил общественности характеристики нового МиГ-35

Корпорация МиГ раскрыла общественности подробные технические характеристики нового МиГ-35.

15:10  20 Сентября 2019
42
Журналисты ФАН озвучили детали своего ареста спецслужбами Ливии в аэропорту Триполи

Сотрудники ливийских спецслужб задержали в аэропорту корреспондентов Федерального агентства новостей Альгиса Микульскиса и Владимира Малянова, прибывших в страну в командировку.

14:56  20 Сентября 2019
33
Песков заверил в полной защищенности регионов РФ от иностранной агрессии

Заявление американского генерала Джеффри Ли Харригяна об имеющемся у Пентагона плане прорвать систему противовоздушной обороны в Калининграде оценил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

14:30  20 Сентября 2019
96