Предоставление госуслуг банками упростит налоговое взаимодействие с россиянами
Невские Новости  / 

Эксперимент по оказанию населению госуслуг через банки говорит о попытке государства наладить определенные отношения между налогоплательщиками и ФНС, позволяя банкам лучше понимать природу финансовых операций граждан в будущем, считает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

Предоставление госуслуг банками 

В 2020 году в России стартует эксперимент по оказанию населению государственных услуг в крупных банках. На первом этапе в нем примут участие шесть банков – Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, «Связь-банк», Газпромбанк и «Тинькофф банк». Эксперимент развернется на территории Подмосковья, Астраханской и Кировской областях, Башкирии и Санкт-Петербурге. Если его результаты будут признаны успешными, то с 2022 года практика предоставления госуслуг населению может стать постоянной для всех российских банков и на всей территории страны.

«Определенный смысл в подобных изменениях и самом эксперименте есть. МФЦ изначально преподносились как способ предоставления услуг в режиме «одного окна». По идее переход на МФЦ должен был упростить любую процедуру, улучшить качество и скорость, тем не менее, на практике остаются некоторые проблемы и наличия одного такого ведомства недостаточно. Выдача отдельных разрешений, прав и лицензий тормозится из-за недостаточного уровня взаимодействия МФЦ с некоторыми органами власти.

Вовлечение в этот процесс других структур, которые специализируются по большей части на финансовых услугах, поможет снять нагрузку с МФЦ и ускорить процесс взаимодействия между гражданами и государством. Если речь идет о выплатах пенсий, того же материнского капитала, приеме налоговых деклараций, то вовлечение банков, в первую очередь системообразующих, имеет смысл», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Среди услуг, которые будут переданы кредитным организациям, «Известия» выделяют выдачу пенсий, материнского капитала, а также оформление статуса индивидуального предпринимателя. Банки смогут предоставлять услуги не только в отделениях, но и с помощью онлайн-сервисов. По информации издания, функционал будет распространяться на отдельные сервисы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов.

Банки активно внедряют цифровые технологии, выделяя большое количество денег на цифровизацию, обработку информации, различные онлайн-платформы
pixabay.com  / 

Ставка банков на цифровые платформы

«В кредитных организациях отмечается наличие хорошей базы электронного взаимодействия. Банки активно внедряют цифровые технологии, выделяя большое количество денег на цифровизацию, обработку информации, различные онлайн-платформы и так далее. С другой стороны, МФЦ чисто бюджетная организация и в какой-то степени уход части клиентов в банки позволит снизить финансовую нагрузку на бюджет отдельных регионов.

Если для Москвы, Петербурга или других мегаполисов, содержание МФЦ не является нагрузкой в рамках бюджетного финансирования, то на периферии или в дотационных регионах денег на финансирование МФЦ, конечно, не хватает. Подключение крупных банков, финансовое положение которых является устойчивым, позволит повысить качество предоставляемых услуг, учитывая наличие различных платформ и программ, а также денег, выделяемых на цифровизацию», - комментирует Алисенов.

Самое же главное, что бюджеты дотационных регионов смогут сэкономить деньги, выделяемые на финансирование МФЦ и их подразделения. По мнению эксперта, подключение к этой системе большего числа участников только приветствуется. В Минэкономразвития также ожидают, что нововведения улучшат качество государственных сервисов и снизят нагрузки на многофункциональные центры.

Отношения между налогоплательщиками и ФНС

Как обратил внимание замглавы ведомства Савва Шипов, брать дополнительную плату за предоставление госуслуг банкам будет запрещено, как и использовать личные данные граждан в коммерческих целях. По предположению Алисенова, эксперимент по оказанию населению госуслуг через банки говорит о попытке государства наладить определенные отношения между налогоплательщиками и ФНС.

«Если прием налоговых деклараций и оформление ИП начнет происходить через кредитные организации, то определенная база будет сформирована в самих банках. Все это позволит банкам лучше понимать природу тех финансовых операций, которые будут совершаться налогоплательщиками в дальнейшем.

В последнее время банки все чаще блокируют счета граждан в случае подозрения проведения незаконных платежей, и у этой проблемы может появиться решение. Кроме того, банки создадут новое направление услуг, оказываемых гражданам. Речь идет об использовании цифровых платформ и внедрении мобильных приложений, которые позволяют в режиме онлайн взаимодействовать с банками», - резюмирует эксперт.