В Госдуме дали надежный рецепт защиты от новых способов телефонного мошенничества

От придуманного телефонными мошенниками нового способа кражи денег россиян убережет простая бдительность. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель Агентства кибербезопасности, член экспертного совета Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Лифшиц.

Телефонные мошенники придумали новые способы получить доступ к счетам россиян
pxhere.com  / pxhere.com

Глава компании Group-IB Илья Сачков в кулуарах форума "Открытые инновации" описал применяемый в России телефонными мошенниками новый способ кражи денег. Для этого они используют установку на смартфоны банковских клиентов программ удаленного доступа. Сачков рассказал РИА "Новости", что ежемесячные потери крупных банков от такого вида мошенничества могут достигать шести-десяти миллионов рублей. Система Secure Bank в месяц фиксирует свыше тысячи таких попыток хищения со счетов физлиц.

"Нужно четко понимать, что без ведома владельца смартфона установить удаленно на его аппарат какую-то программу невозможно, - отмечает специалист. – Будь то вирусная, шпионская или иная вредоносная программа, владелец устройства должен ее скачать, активировать процедуру установки и дать необходимые разрешения на совмещение программы с функциями гаджета. Исключение здесь только одно - если разблокированный смартфон попадет в руки злоумышленнику, который сделает все это сам.

Потому для установки вредоносной программы мошенники используют двухходовую схему. Они звонят клиенту и представляются банковскими сотрудниками, заявляя, что человек должен установить на смартфон некую программу для повышения безопасности или облегчения доступа к счету. Лишь после того, как обманутый человек выполнит распоряжения, мошенники получат доступ к его счету через программное обеспечение. Это основная используемая сейчас для такого вида афер схема".

Уловки мошенников

Ранее в Центробанке сообщили, что банковские мошенники с помощью технологии подмены телефонных номеров начали выдавать себя за сотрудников финансовых организаций, чтобы под видом блокировки подозрительных транзакций похищать денежные средства клиентов. То есть звонки поступают с официального номера банка – его видит клиент на табло смартфона. Это помогает мошенникам добиться доверия клиента и усыпляет его бдительность. А значит, повышает риски, что афера удастся.

Чаще всего мошенники пытаются втереться в доверие потенциальной жертве
pexels.com  /  John-Mark Smith

Согласно информации, которую представил Банк России, за июль-август регулятор направил операторам связи информацию о свыше 2,5 тыс. номеров, с которых поступали звонки клиентам банков. В результате операторы в 218 случаях заблокировали номер, в 59 - ввели ограничения на использование финансовых сервисов. Подмена номера банка была выявлена в 198 случаях. Недавно ЦБ рапортовал, что очередной всплеск банковских мошенничеств наблюдался в сентябре.

"Технология подмены номера очень сложная и требует покупки дорогостоящего оборудования, программного обеспечения и нелегально "слитых" баз данных банковских клиентов. В подавляющем большинстве случаев мошенники приходят к разумному выводу, что с аферами такого рода "овчинка выделки не стоит" – предварительные затраты окупить невозможно или очень рискованно. Потому пользуются дешевыми и проверенными схемами вхождения в доверие клиенту путем убеждения и обмана.

Уберечься от стандартных способов мошенничества достаточно просто – нужно лишь проявлять максимальную бдительность. Не верить каждому слову безличного "банковского сотрудника", позвонившего по вашему номеру и заявляющего, что у вас проблемы. Мошенники часто пугают жертву блокировкой счетов и "заморозкой" сбережений, чтобы вызвать панику и подавить способность мыслить здраво. Нужно знать о таких приемах, быть к ним готовыми и не поддаваться на провокации", - подчеркивает специалист.

Не верь глазам своим

Замдиректора департамента информационной безопасности банка "Открытие" Илья Сулоев говорил, что зафиксировано увеличение числа жалоб на звонки с подменой номера банка. Он указал, что к середине лета доля таких звонков достигла 35% от общего количества мошеннических звонков. В Росбанке сообщили о всплеске звонков мошенников в начале июля, такие звонки также зафиксировал Альфа-банк. Всего за 2018 год выявлено более 43 тысяч телефонных мошенничеств.

В большинстве случаев защититься от афер поможет простая бдительность
pxhere.com  / pxhere.com

Ранее стало известно, что телефонные мошенники изобрели новый способ хищения денег. Сообщалось, что злоумышленники представляются именами известных банковских аналитиков из числа тех, кто часто дает комментарии на телевидении, радио, в газетах и других СМИ. "Известный аналитик" убеждает людей вложить деньги в брокерские счета. Вторая схема рассчитана на тех, кто уже вложил деньги в псевдоинвестиционную платформу и хочет их вернуть.

"Во всем, что касается общения с некими банковскими сотрудниками, позвонившими на ваш телефон, важно помнить несколько базовых правил. Банки никогда не просят клиенту сообщить важную информацию о счете, коды с карты или другие критичные данные. В целом финчреждение звонит в исключительных случаях и делают это только два его подразделения – служба безопасности и финансовый мониторинг.

Выслушать, что скажет звонящий, вы, конечно, можете. Но лучше после этого все же сбросить разговор и набрать официальный номер банка с просьбой подтвердить сообщение. Есть крайне малая вероятность, что вы при этом попадете на мошенника – технические возможности подмены номера существуют. В любом случае для пресечения даже малейших возможностей мошенничества стоит обратиться в отделение банка лично, чтобы расставить все точки над i", - заключает Евгений Лифшиц.