Бюджет России сохранит устойчивость к шокам до 2022 года
duma.gov.ru  /  Государственная Дума РФ

Российская экономика и вся система бюджета стали гораздо более устойчивыми к внешним шокам, отмечает эксперт РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев. Но главная защита от потрясений внутреннего или внешнего свойства – это устойчивость и эффективность собственной экономики, которая достигается путем дополнительных инвестиций.

Проект федерального бюджета на 2020-2022 годы

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2020-2022 годы, он предусматривает профицит. Документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле цены на нефть марки Urals в 42 доллара за баррель, поэтому экономика застрахована от негативных сценариев на рынке углеводородов, отметил в ходе представления бюджета первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

Бюджет составлен с учетом того, что мы накопили необходимый объем резервов в Фонде национального благосостояния, в следующем году там будет более 7% ВВП. Дальнейшее превышение этой планки, как подчеркивает Силуанов, позволит правительству начать инвестировать накопленные резервы внутри страны на крупные проекты.

«Если говорить про цифровые показатели, то можно сказать уверенно, что устойчивость бюджетной системы значительно возросла. Нефть у нас торгуется хорошо с большим превышением, что позволяет пополнять Фонд национального благосостояния и балансировать бюджет, сводить его с плюсом. Но наращивать его до бесконечности никто не собирается, когда он составит 7% от ВВП, то средства по определенным каналам и программам начнут направляться в национальную экономику.

Бюджет для того и существует, чтобы расходовать деньги на развитие экономики. Профицитный бюджет дает уверенность, но главная защита от потрясений внутреннего или внешнего свойства – это устойчивость и эффективность собственной экономики, которая достигается путем дополнительных инвестиций.

Речь идет о направлении денег из различных источников в развитие промышленного производства, переводу ее на новую передовую технологическую основу, создание рабочих мест, выдачу зарплат и выпуск продукции. При таком развитии РФ будет оставаться островом стабильности, даже если в мире начнут бушевать финансовые катаклизмы», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» Михаил Беляев.

Обеспечить реальное ускорение темпов роста экономики должны национальные проекты
 / ФБА

Умеренный рост доходов и расходов

Проект бюджета предполагает умеренный рост доходов и расходов с последовательным снижением профицита с 0,8% до 0,2% ВВП. Увеличение темпов роста ВВП планируется с 1,3% в 2019 году до 3,2% в 2022-м. Инфляция в бюджете на 2020 год заложена в размере 3%, что отличается от прогноза Банка России, который ожидает инфляцию на уровне 4% с 2019 до 2022 год. Кроме того, согласно прогнозу правительства, российский импорт вырастет к 2022 году на 20,3%, а экспорт — на 10,1%.

Как ранее предположил инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, не стоит ожидать существенного проседания доходов и увеличения расходов, в том числе если будет сценарий волатильности на рынке энергоресурсов. Для правительства было крайне важно при разработке документа соблюсти какой-то разумный уровень ожиданий, чтобы они были достаточно консервативными, и бюджет не нужно было впоследствии пересматривать даже в случае умеренно-пессимистичного сценария.

«Цифры меньше 2% должны складываться сами собой без активных действий государства, это так называемый инерционный прогноз. Эту тенденцию не только можно, но и нужно переломить, потому что деньги у нас есть – это и излишки ФНБ, и положительное сальдо бюджета. А если ЦБ снизит ключевую ставку, то такой шаг развяжет руки частному бизнесу. Опираясь же на государственные вложения, мы можем войти на совсем другие темпы роста и социально-экономического развития», - добавляет Беляев.

Экономический рост без инвестирования невозможен
pixabay.com  / PD

Инвестиции и национальные проекты

Обеспечить реальное ускорение темпов роста экономики должны национальные проекты. Из проекта бюджета следует, что на реализацию нацпроектов в 2020 году будет направлено почти 2 трлн рублей из федерального бюджета. В Центробанке, например, ожидают уже в третьем квартале увеличения государственных инвестиций и ускорения роста российской экономики за счет реализации национальных проектов.

Наш собеседник из РИСИ видит прямую зависимость между инвестициями и экономическим ростом. По словам Беляева, ВВП может статистически увеличиваться, но не обязательно это отражается на социально-экономическом развитии, то есть цифры растут, а качество жизни не всегда улучшается.

«Направление этих денег в отрасли, которые создают новые рабочие места, позволяя людям получать зарплаты, с помощью которых они поднимают жизненный уровень и стандарты, приводит к тому, что в результате внутренний спрос растет, позволяя людям удовлетворять свои материальные запросы.

Экономический рост без инвестирования невозможен, причем государство является при рыночной экономике таким же игроком, как и частный капитал. Противопоставлять их нельзя, они действуют в тандеме. Государственные деньги идут в крупные инфраструктурные проекты и создают базу для развития частного капитала», - резюмирует эксперт.