Нацпроекты меняют подход к управлению в России
Федеральное агентство новостей  / 

Система управления осложнена, потому что деньги, которые идут по нацпроектам, заверстаны в бюджет и расписаны по госпрограммам, но те пересекаются между собой и уже на «первом этаже» возникает путаница, отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников.

Сложна иерархия уровней управления

Одним из главных препятствий для качественной реализации нацпроектов является сложная иерархия уровней управления. С таким утверждением на Форуме стратегов выступил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. По его словам, система управления нацпроектами представляет собой сложную иерархию уровней, где на каждом есть свои показатели.

Сами нацпроекты реализуются через федеральные проекты, в которые входят государственные программы, являя собой старую и не всегда эффективную оболочку. Кроме того, Кудрин считает, что для регионов завышены ключевые показатели эффективности, которые не подкреплены достаточными ресурсами.

«Система управления действительно осложнена и требует корректировки. Деньги, которые идут по нацпроектам, заверстаны в бюджет – в этом году 1,7 трлн, в 2020 году - 2 трлн рублей, но все нацпроектные финансовые потоки одновременно расписаны по госпрограммам, которые между собой пересекаются.

Одна программа легко может перекрывать 2-3 проекта, тем самым возникает путаница уже на «первом этаже». Также госпрограммы укладываются в разные федеральные документы и целевые программы. Например, деньги по Крыму в размере более 80 млрд рублей выделяются до 2024 года, но они будут проходить и по целевой, и по целевой адресной и по региональной программе.

Такая же картина отмечается по любому из субъектов. Да и контролирующие органы между собой пересекаются, поэтому можно сказать, что управление финансовыми потоками в рамках национальных проектов не выстроено должным образом», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Масленников: система управления действительно осложнена и требует корректировки
youtube.com  / 

Темпы освоения средств

Напомним, что в начале октября свое недовольство работой министерств и руководства субъектов в связи с низкими темпами освоения средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, выразила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она призвала федеральные и региональные власти наращивать темпы работы. По ее данным, на начало октября по отдельным нацпроектам темпы освоения средств не превышали 30%, что Матвиенко назвала недопустимым.

Заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов связал проблемы с объективными и субъективными факторами. К ним он отнес неспособность системы госуправления к финансированию столь масштабных задач в оперативном режиме, ведомственную разобщенность при принятии решений и давление со стороны федеральных органов на регионы. По его мнению, отчасти исправить ситуацию сможет создание новой технологической платформы.

«Важен конечный результат, но даже Счетной палате пока не очень понятно, какие промежуточные результаты нас ждут по этому году. Кассовое исполнение нацпроектов на 17 октября не превышает 60%, поэтому общая проблема связана с эффективностью госрасходов как таковых. Минфин предлагает сначала научиться расходовать средства, а потом давать деньги, но оценка эффективности исполнения расходов остается не до конца понятной», - добавляет Масленников.

Нацпроекты сегодня считаются не только главной надеждой на ускорение роста российской экономики, но и острой болевой точкой для правительства. Государство готово выделять деньги вовремя, но при этом Минфин не может давать их хаотично. Каждое перечисление должно быть подтверждено грамотным обоснованием – на какой проект пойдут деньги, в каком объеме, какие результаты принесут по завершению.

Документ должен создать дополнительную мотивацию, чтобы бизнес принимал участие в нацпроектах
 / ФБА

Защита и поощрение капиталовложений

В итоге, если такого обоснования нет, то «хромает» исполнение национальных проектов. Кроме того, очень важно проработать и мониторинг исполнения нацпроектов, чтобы аудиторы Счетной палаты, используя статистические методы, могли ясно понимать, куда уходят средства, насколько эффективно они расходуются. Слова Кудрина о том, что система управления нацпроектами представляет собой сложную иерархию уровней, говорит о подключении Счетной палаты к обсуждению данного вопроса. Его результатом станет новый подход к управлению в России.

«Но управление не единственная проблема при реализации национальных проектов. В Минстрое затеяли реформу, и она застряла на полпути, отсюда возникают вопросы - как считать и как оценивать строительные работы, в первую очередь инфраструктуру. Все это сказывается на управлении и исполнении нацпроектов, по каждому из которых свои приоритеты.

В образовании мы делаем упор на создание системы по непрерывному образованию для взрослых, что с учетом повышенного пенсионного возраста все более актуальный вопрос. По здравоохранению президент акцентирует внимание на усиленном укреплении первичного медицинского звена. Важным остается и комплексный план по развитию и модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Из 6 с лишних триллионов рублей две третьих должно составить финансирование из внебюджетных источников, и бизнес здесь поставил вопрос своего участия на паузу до ознакомления с новым законом «О защите и поощрении капиталовложений», где четко должны быть прописаны все условия и гарантии инвестиционной деятельности. Документ должен создать дополнительную мотивацию, чтобы бизнес принимал участие в нацпроектах, вытянул их и еще профинансировал все приоритетные задачи сверх заложенных планов до 2024 года», - резюмирует Никита Масленников.