Принцип защиты инвестиций ограничит европейское противодействие «Северному потоку-2»
 /  Nation News

Подачей иска против ЕС компания Nord Stream 2 AG пытается защитить свои интересы в рамках будущей работы газопровода «Северный поток-2» – утверждает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Евросоюз занимается прямой дискриминацией

Компания Nord Stream 2 AG, которая является оператором проекта «Северный поток-2», начала арбитражный процесс против Евросоюза по причине несоответствия майских поправок в Газовую директиву ЕС условиям, заложенным в Энергетической хартии.

В Nord Stream 2 AG считают, что Евросоюз нарушил свои обязательства по Энергетической хартии, приняв свои дискриминационные поправки против «Северного потока-2». Разговор идет об изменениях в положения по газопроводам из третьих стран в государства ЕС.

«Перед нами очевидная попытка Nord Stream 2 AG защитить свои интересы, которые ущемлены принятыми поправками к базовым документам ЕС в отношении «Северного потока-2». Так что, перед нами логичное действие данной компании», - заключает Фролов.

Как полагает эксперт, проблема заключается в том, что в Брюсселе задним числом приняли поправки к своему энергетическому законодательству, расширившие действие европейских нормативных актов на те газопроводы, которые не идут по территории Евросоюза.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов
youtube.com  / НСН - Национальная Служба Новостей

Напомним, что при строительстве «Северного потока-2» наша страна учла негативный опыт «Северного потока-1», в отношении которого ЕС применил Третий энергопакет, ограничивший его пропускные возможности вдвое. Здесь европейцами было применено искусственное положение, что транзитные мощности в рамках этого проекта могут бронироваться одной газовой компанией только на половину.

Это заведомый абсурд, поскольку «Северный поток» может быть интересен только одной компании, а именно «Газпрому», но европейцы ввели это ограничение в действие, чтобы поддержать украинскую сторону и политизировать импорт российского газа в государства Евросоюза.

Российская сторона учла эту европейскую политику и сделала «Северный поток-2» морским газопроводом, который не заходит на территорию ЕС и передает газ покупателям в нейтральных водах. В ответ европейцы приняли поправки к Газовой директиве ЕС, что подтверждает тот факт, что вся данная политика Брюсселя носит политический характер и направлена на создание дополнительных проблем для России.

«До введения этих поправок «Северный поток-2» не подпадал под действие Третьего энергопакета и, соответственно, его можно эксплуатировать на 100 процентов, а вопрос был в получении разрешения для газопроводов-продолжателей в Евросоюзе», - резюмирует Фролов.

В Евросоюзе продолжают бороться с российскими проектами
wikipedia.org  / Cancillería Ecuador / CC BY-SA 2.0

Как замечает эксперт, европейцы хотят применить свои правила о разделении поставщиков, транспортировщиков и добытчиков газа, якобы для защиты своих потребителей, хотя на практике перед нами политический инструмент, в чем и изначально не было сомнений.

«Европейцы здесь говорят о защите энергобезопасности Евросоюза и даже о том, что все это может привести к снижению цены. По крайней мере, именно такая аргументация звучала, когда такие ограничения были приняты Брюсселем в 2009 году», - констатирует Фролов.

Практика показала, что это миф, а ограничения на транзит через первый «Северный поток» бьют по карманам европейских потребителей, поскольку, во-первых, путь через море короче, а, во-вторых, дешевле из-за отсутствия транзитных стран, не говоря уже про надежность. Ведь не надо забывать, что издержки, связанные со стоимостью транзита газа по украинскому маршруту, ложатся на европейских потребителей.

«Мы говорим здесь не про биржевые котировки и не про цену на газ в крупнооптовых контрактах, а про розничную цену, которую вынуждены платить европейские потребители. Разница здесь доходит до тысяч евро за тысячу кубов газа», - заключает Фролов.

Большинство издержек здесь покрывают европейские потребители газа
Федеральное агентство новостей  / Сергей Петров

Nord Stream 2 AG будет настаивать на снижении инвестиционной привлекательности проекта

Если говорить коммерческим языком, то перед нами попытка Nord Stream 2 AG оспорить в арбитраже политические решения, которые ухудшают инвестиционную привлекательность проекта «Северный поток-2», и данная линия имеет серьезное правовое обоснование.

«Кроме того, эти нормы ухудшают положение инвестиций, поскольку на практике приведут к тому, что возврат инвестиций в рамках «Северного потока-2» будет идти дольше, чем если бы не были введены данные ограничения Евросоюза», - резюмирует Фролов.

И это серьезный довод, поскольку в Европе умеют считать деньги, а практика, когда регулятор вводит свои ограничения для того, чтобы помешать совместному проекту по политическим причинам, открывает возможность для произвола и в отношении других проектов.

Да и можно посмотреть по сторонам и увидеть, что TANAP и другие нероссийские газопроводы выведены из-под действия Третьего энергопакета и связанных с ним положений Газовой директивы ЕС, а это уже прямая дискриминация, противоречащая нормам коммерческого права.

Действия ЕС носят дискриминационный характер
pixabay.com  / 

«Вся эта история работает в обе стороны, поскольку использование законодательства Евросоюза идет не только против российских проектов, но и в защиту российско-европейских начинаний «Северный поток» и «Северный поток-2», - констатирует Фролов.

Учитывая политизированность вопроса и антироссийский настрой в Евросоюзе, сложно предполагать какой здесь будет результат, но очевидно, что у Nord Stream 2 AG есть все шансы отстоять свои интересы с помощью арбитражного разбирательства.