Социальный трансферт позволит РФ бороться с бедностью и при стагнации реальных доходов
Федеральное агентство новостей  /  Ольга Назаркина

Борьба с бедностью в ситуации со стагнацией реальных располагаемых доходов является непростой задачей для России – полагает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

Борьба с бедностью зависит не только от реальных доходов

Заместитель председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова заявила, что рост реальных доходов в России по итогам 2019 года должен составить 0,1 процента годовых, что в пределах статической погрешности, поэтому шансы на выполнение задачи по выведению из состояния бедности одного процента россиян выглядят небольшими, несмотря на широкие социальные программы правительства РФ.

Интересно, что в ситуации с падением реальных доходов государство проводит политику повышения пенсий и социальных пособий в России выше инфляции. Таким образом, нельзя говорить, что у нас эффективность борьбы с бедностью полностью зависит от реальных доходов.

«В данной ситуации нужно исходить из самого понятия реальных располагаемых доходов. Это заработные платы граждан, из которых убираются издержки на инфляцию в России, которая по итогам года составит цифру, близкую к 3 процентам годовых», - заключает Масленников.

Кроме того, из этой суммы убираются все обязательные платежи, включая налоги и затраты на обслуживание ранее взятых кредитов. После этого и получается цифра реальных располагаемых доходов, от которой и идет отсчет всех базовых макроэкономических показателей.

Во второй половине 2019 года реальные доходы в РФ вырастут на 0,1 процента годовых
pixabay.com  / PD

Таким образом, реальные доходы, как и показатель бедности, зависят не только заработных плат, но и от уровня тарифов, базовых затрат и других льгот, с помощью которых российское государство старается стимулировать качество жизни наиболее уязвимых слоев.

«Что касается уровня бедности, то его можно по-разному считать, но самый адекватный подход – это оценка того, что у граждан осталось после того, как они оплатили все обязательные выплаты. Это и находится в центре данных рассуждений», - констатирует Масленников.

Неудивительно, что в Счетной палате РФ сделали свой вывод по перспективам борьбы с бедностью на основании показателя реальных доходов, ведь он является тем критерием, на основе которого в России принято определять эффективность социальной политики.

«Поэтому, если реальные доходы населения в России не растут, то нет и достаточных оснований бороться с бедностью в абсолютных выражениях, из-за чего здесь действует прямая корреляция, которую надо учитывать в экономическом планировании», - резюмирует Масленников.

Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников
youtube.com  / VestiKavkaza

С другой стороны, с бедностью нужно бороться и с помощью иных экономических методов – в частности, путем социальных трансфертов, а также других шагов в рамках той экономической политики, которую сегодня реализует российское правительство.

«Надо сказать, что эти методы стимуляции в России продолжают расти, а доля социальных трансфертов колеблется в пределах 20 процентов от реальных располагаемых доходов россиян, но, опять-таки, здесь надо смотреть конкретно по тому, кому достается эта социальная поддержка. Так что, все упирается в адресность и эффективность, с чем в России есть известные проблемы», - заключает Масленников.

Естественно, мы не решим проблему бедности без роста реальных располагаемых доходов, а такого роста не произойдет без увеличения темпов роста экономики, но в нюансах мы можем ситуацию корректировать путем повышения качества социальной политики.

Сегодня у России непростой период, и нам нужно научиться качественней использовать свои ресурсы, тем более, денег на социальную политику выделяется много, и они являются действенным инструментом для улучшений ситуации с бедностью.

России нужно эффективней использовать социальные трансферты
Федеральное агентство новостей  / 

России нужно добиться увеличения темпов роста экономики

«Мер здесь много, но для понимания, куда движется маятник постоянной борьбы с бедностью в России, динамика реальных располагаемых доходов все-таки является наиболее показательным индикатором», - констатирует Масленников.

Если брать вопрос реальных располагаемых доходов, то они падали в нашей стране в течение пяти лет и только сейчас начали расти, хотя этот рост в 0,1 процента является несущественным и связан с падением уровня инфляции, несмотря даже на увеличение НДС.

«По данным Росстата, отставание России по уровню реальных доходов по сравнению с уровнем 2013 года составляет 8 процентов. И если в этом году действительно не будет снижений, то тогда можно будет сказать, что мы здесь достигли «дна», - резюмирует Масленников.

Как замечает эксперт, окончательный вывод по реальным располагаемых доходам даст первое полугодие 2020 года, а до тех пор ситуацию здесь нужно признать спорной, поскольку у нас нет высоких темпов роста экономики, и мы продолжаем зависеть от внешней конъюнктуры.

России необходимо повышение темпов экономического роста
pixabay.com  / PD

«Пока гипотеза о том, что мы достигли дна по реальным доходам, выглядит вероятной, но не полностью подтвержденной. Что касается того, что здесь сможет кардинально изменить ситуацию, то общим основанием является ускорение экономического роста», - заключает Масленников.

Любые другие инструменты дадут только локальный результат, поэтому только рост благосостояния в России станет основой для структурного изменения ситуации с бедностью, а все другие методы дадут лишь локальные результаты.