Дорожные карты по интеграции учтут интересы РФ и Белоруссии
government.ru  / 

Минск ставит условия подписания дорожных карт по интеграции с РФ при крайне слабых переговорных позициях. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор Николай Межевич.

"Мы подпишем дорожные карты только в том случае, если интересы Беларуси будут учтены", - заявил премьер-министр Белоруссии Сергей Румас. Речь идет о согласовании целого пакета совместных документов по интеграции РБ с Россией. Вопросы подписания дорожных карт вынесены на заседание Совета министров Союзного государства, которое пройдет 19 ноября. Румас отметил, что стороны все еще не смогли согласовать дорожные карты по интеграции в сфере нефти, газа и энергетики, но на это еще есть время.

"Шансы на то, что Москве и Минску удастся подписать весь пакет документов по интеграции менее, чем через неделю, есть, - отмечает политолог. - Но я не думаю, что эти шансы стопроцентные. Как политологу, мне импонирует упорство, с которым белорусская сторона упорствует в целом ряде вопросов, где необходимо уступить ради компромисса. Это попытки оптимизировать позицию – дается согласие по спорному вопросу, но вскоре возобновляется его обсуждение с первоначальных позиций.

Такая тактика срабатывала в девятнадцатом веке, в нынешних белорусских реалиях она уже неуместно. Успех Минска в переговорах определяется экономической силой. Но степень зависимости белорусской экономики от российской точно не знает сегодня никто. Можно лишь констатировать, что она колоссальна. Потому попытки белорусского руководства искать "запасные варианты" похожи лишь на торг, который не может дать результата. Ведь базовые позиции изменить не удастся".

Позиции сторон

Румас уточнил, что в случае отсутствия компромисса на уровне правительств двух стран эти вопросы будут переданы на рассмотрение президентов Белоруссии и РФ. "Значит, президенты поставят нам плохую оценку за нашу работу и обязательно найдут развязки", - сказал глава белорусского кабмина. Он также назвал непростым согласование дорожной карты по налоговому законодательству. Страны самостоятельно развивали налоговое законодательство, и за очень короткий период его унифицировать сложно технически.

Дорожные карты планируется подписать 19 ноября
mil.ru  / Пресс-служба Минобороны РФ

Вместе с тем, стороны не обсуждают возможность перехода на российский или белорусский налоговые кодексы. Речь идет об унификации законодательства обеих сторон. Проблема на том, что налоговая нагрузка в России ниже, и в случае перехода белорусских субъектов хозяйствования на пониженные ставки бюджет Белоруссии потеряет значительную часть доходов. "Дискуссия идет как раз об этом: как РБ будет компенсировать выпадающие доходы, чтобы они не оказали негативного влияния на экономику", - сказал Румас.

"У белорусской стороны на сегодняшний день нет экономических предпосылок чего-то требовать у России. Так что занимать жесткую позицию просто нецелесообразно. Понятны попытки президента Александра Лукашенко наладить прочный товарооборот с Польшей и Китаем. На его месте подобную политику вел бы любой разумный управленец – это попытки усилиться. Но все прекрасно понимают, что конкуренция, логистика, таможенные барьеры добиться успеха в этом не позволят.

Подавляющее число белорусских товаров невозможно продать в той же Польше – там сохранилось мощное животноводство и солидная молочная промышленность. Разговоры о китайском рынке еще менее перспективны – достаточно взять глобус и посмотреть маршруты поставок. У белорусских товаров только один путь – на российский рынок. Интеграция – это путь к улучшению торговли, которое очень нужно Белоруссии. Так что перспективы переговоров очевидны", - подчеркивает эксперт.

Интеграционный процесс

Румас заявил, что вместе с российским премьером Дмитрием Медведевым не могут вынести президентам стран блок разногласий, существующий сегодня. А значит, придется постараться максимально снять противоречия уже до 19 ноября. Также белорусский чиновник отметил, что и ранее в отношениях двух стран возникали сложные вопросы, которые находили свое решение. "Думаю, что мы найдем развязки", - предположил он.

наиболее спорные вопросы выносятся на уровень президентов
kremlin.ru  / ТАСС

В начале октября глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил о препятствиях для углубления интеграции в рамках Договора о создании Союзного государства. По его словам, проблемными вопросами остаются налоговый маневр, сложности в поставках сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также цены на газ и нефть. 16 сентября появилась информация о том, что страны создадут единый налоговый и гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицируют учет собственности к 2021 году.

"У Белоруссии один путь – вежливое и корректное согласование с РФ позиций по всем товарам – тракторам, продуктам питания. Рынок РФ крайне благоприятен – достаточно соблюдать условия качества, и он в больших количествах примет многие виды машиностроительной продукции, овощи, фрукты, мясо. Нельзя забывать и о том, что РФ строит в РБ атомную электростанцию – это крупный энергопроект.

Но складывается ощущение, что Минск подталкивают к мысли, что можно получить все, не отдав взамен ничего. Кто это делает, тоже понятно – это Польша и страны, которые располагаются от нее западнее. Им не выгодна интеграция РФ и Белоруссии, гораздо удобнее иметь разобщенные страны. Но народу России и Белоруссии, который по своей сути единый при разных государствах, это не нужно.

Потому рано или поздно Минск осознает неизбежное: альтернатив интеграции с Россией просто нет – такова структура белорусского рынка. Румас это понимает – он практик и достаточно сильный переговорщик. Но вести диалог на заведомо слабых позициях априори очень сложно. При этом Москва должна быть предельно корректно – мы говорим с белорусской стороной на равных, и каждый найдет в союзе свои выгоды", - заключает Николай Межевич.