Совместная работа концернов «МиГ» и «Сухой» укрепит статус авиатехники РФ на мировом рынке
sukhoi.org  /  Пресс-служба ПАО «Компания «Сухой»

Объединение компаний "МиГ" и "Сухой" для производства  боевой авиации Российской Федерации сможет вывести авиастроение страны на новый уровень и укрепить статус авиатехники на мировом рынке, рассказали ФБА "Экономика сегодня" независимый экономист и военный эксперт. 

Известные в России компании «МиГ» и «Сухой» интегрируют в структуре Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) для разработки и производства боевой авиации. Предполагается, что союз возглавит заместитель генерального директора «МиГ» Илья Тарасенко, сохранив пост заместителя гендиректора корпорации по военно-техническому сотрудничеству.

Согласно информации ОАК, Тарасенко займется формированием на базе «Сухого» и компании «МиГ» дивизиона военной авиации ОАК. Структура будет заниматься разработкой, производством, продажей и обслуживанием всей линейки текущих и перспективных самолетов боевой авиации.

«Это хороший и перспективный фактор, имеющий под собой основания, поскольку объединяется конструкторская база, а также прорывные технологии и промышленные основы. Подобные изменения позволят производить истребители и истребители-бомбардировщики», – прокомментировал ожидаемое событие ФБА «Экономика сегодня» генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.

Генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов
Pr Scr youtube.com  / Россия 1

Совместить несовместимое: «МиГ» и «Сухой»

Однако эксперт обеспокоился тем, что подобное финансовое объединение может негативно сказаться на сохранении наследия абсолютно разных российских авиационных школ.

«Было бы разумнее сохранить школы машин компании «МиГ» и компании «Сухой» отдельно. Это два разных направления в конструкции истребителей. Например, машины «МиГ» сверхлегкие, которые производятся массово и считаются относительно доступными для ведения ближнего воздушного боя и прикрытия локальных районов.

Самолеты «Сухого», напротив, тяжелые истребители дальнего сопровождения ударных воздушных судов и для прорыва зон и районов ПВО для нанесения удара истребительной авиации противника на удалении до линии фронта», – объяснил военный эксперт.

Объединение компаний, по мнению Владимира Попова, может лишить их конкурентоспособности. В виде примера, подтверждающего такое предположение, эксперт приводит ОКБ имени Яковлева, которое создало первые сверхзвуковые самолеты, истребители-перехватчики, фронтовые бомбардировщики.

«Это были уникальные самолеты, которые появились благодаря здоровому соперничеству и внутригосударственной конкуренции между предприятиями. Последнее давало возможности раскрываться потенциалу существующих тогда школ. В рамках советского военно-промышленного комплекса существовала конкуренция конструкторских бюро – в частности, по истребительной авиации это ОКБ Сухого, ОКБ Микояна и Гуревича. И много хороших школ было, о которых нужно помнить. Думаю, что из их опыта нужно выбрать лучшие и продолжать это развивать, не упрощая производство российских самолетов.

Истребитель Як-130
wikipedia.org  / mil.ru / CC BY 4.0

В этом нет ничего плохого, а вот слияние может навредить развитию. Сейчас под угрозой школа компании «МиГ», индивидуальность, которая рискует исчезнуть при объединении. Будет ли это идти на пользу конкурентному преимуществу перед западными странами, которые наблюдается сейчас – не известно», – прокомментировал эксперт.

Отметим, что во времена СССР «Сухой» и «МиГ» конкурировали друг с другом, но после того как был свернут проект МиГ-1.44, "сушки" вышли на первый план.

Несмотря на опасения, Владимир Попов не исключил благоприятного экономического влияния для Российской Федерации.

Итог союза: новая военная техника «Сухой» и «МиГ»

Напомним, что в 2017 году министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров заявил, что бренд и научные школы «МиГ» и «Сухой» сохранятся даже в том случае, если эти предприятия объединятся в единой структуре. Кроме того, Мантуров заметил, что после слияния сохранятся и обе конструкторские школы, которые разработали многие модели легендарных отечественных военных самолетов, поэтому слияние этих структур в единую компанию является чисто экономическим процессом.

Возможный эффект от слияния данных компаний в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» оценил и независимый экономист Дмитрий Адамидов.

«Обычно в авиации стараются сохранять конкуренцию между разными командами, разрабатывающими технику. Здоровое противостояние подстегивает внедрение технических новшеств. Поэтому конструкторские бюро существовали отдельно. То, что «МиГ» и «Сухой» объединят, конечно, скажется на доходе предприятий и даст экономический эффект, но будет ли это лучше с точки зрения производства качественной продукции, сказать пока что сложно», – сказал аналитик.

Гиперзвуковой ракетный комплекс "Кинжал"
Федеральное агентство новостей  / 

Предполагается, что объединение создаст конкуренцию эскизных проектов перспективных самолетов, а не готовых образцов военной техники. Поэтому опасаться того, что союз пагубно скажется на производстве новых машин разными школами, не стоит. В данном случае, считает эксперт, плюсы и минусы слияния друг друга уравновешивают, несмотря на опыт отдельной работы команд, который показал нам XX век.

Напомним, что в 2017 году «Сухой» был самой прибыльной компанией в составе ОАК. В 2018 году компания выполнила контрактные обязательства на сумму более 114,5 млрд рублей, получив чистую прибыль в размере 4,08 млрд рублей. Выручка «МиГа» в 2018 году составила порядка 89,5 млрд рублей, чистая прибыль составила около 3,5 млрд рублей.

«Возможно, объединение обеспечит Россию качественной техникой или новыми самолетами, но раньше предприятия соревновались между собой. Нужно подождать – только после слияния станет понятно, получим ли мы взрывной рост и прорыв. Совместная работа концернов «МиГ» и «Сухой» повлияет на экспорт и позиции отечественной авиации на международном рынке», – резюмировал Адамидов.