Трубоукладчик «Академик Черский» остается главным вариантом достройки «Северного потока-2», считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
«Академика Черского» купили для «Северного потока-2»
СМИ продолжают следить за маршрутом «Академика Черского» – судна, которое компания «Газпром» приобрела для строительства трубопроводов на Дальнем Востоке и которое после демарша швейцарской компании Allseas должно достроить «Северный поток-2».
Данные свидетельствуют, что трубоукладчик преодолел Мыс доброй надежды и вошел в Атлантический океан.
Теперь судно в течение нескольких недель достигнет зоны, где было остановлено строительство «Северного потока-2». Там осталось достроить порядка 150 километров двух магистральных труб данного проекта.
«Что касается «Академика Черского», то еще несколько лет назад, когда это судно было куплено у китайцев, планировались, что оно может быть использовано для строительства магистральных газопроводов», - заключает Митрахович.
В качестве обоснования покупки этого судна было обозначено получение возможности самостоятельного прокладывания Россией газопроводов в том случае, если возникнут проблемы с иностранными контрагентами. Именно это и случилось после того, как США ввели свои санкции.
«При покупке этого судна обсуждался вопрос, как действовать в случае, если американцы введут санкции как против «Газпрома», так и против иностранных компаний, которые с ним сотрудничают», - резюмирует Митрахович.
Поэтому в этом случае мы видим, как реализовался худший вариант, на случай которого и был куплен «Академик Черский».
«Северный поток-2» будет достроен
«Единственной проблемой является то обстоятельство, что «Газпром» не перевел «Академика Черского» в Балтийское море, из-за чего и возникло это турне с Дальнего Востока через Индийский океан в Атлантику. Есть еще вопросы по комплектации «Академика Черского». Вероятно, судно нуждается в специальном оборудовании», - констатирует Митрахович.
Как отмечает эксперт, «Газпром» ничего не говорит по поводу комплектации «Академика Черского», но очевидно, что корабль должен быть подготовлен для того, чтобы начать достройку «Северного потока-2».
Подобная модернизация могла произойти как в Находке, где судно стояло длительное время, так и в любом другом порту мира, включая Калининград и Санкт-Петербург, которые расположены на Балтике.
«Подозреваю, что в этих точках на «Академик Черский» было или будет установлено дополнительное оборудование, поэтому, когда судно придет в нужное место, оно сможет достроить «Северный поток-2», - заключает Митрахович.
По словам Станислава Павловича, альтернативные «Академику Черскому» варианты значительно сложнее. Например, достроить проект с помощью «Фортуны» технически сложно. Отметим, что про эту баржу постоянно вспоминают из-за того, что она участвовала в строительстве первого «Северного потока-2», но существуют ограничения Дании, которые не позволяют использовать данный корабль в ее водах.
«Северный поток-2» необходим Евросоюзу
«Не нужно разводить панику и называть разные даты запуска этого проекта. Я лично считаю, что для проекта, который рассчитан на десятилетия работы, конкретное время запуска не так важно. Президент РФ Владимир Путин заявил, что этот проект будет запущен либо в конце 2020 года, либо в первом квартале 2021 года. Первый квартал 2021 года заканчивается 31 марта – вот на эту дату и надо ориентироваться, поскольку в подобном вопросе лишняя пара месяцев не имеет значения», - резюмирует Митрахович.
Что касается ситуации с коронавирусом, то некоторые аналитики полагают, что пандемия пройдет и все будет как раньше, а некоторые, наоборот, считают, что все это может повлиять на глобализацию мировой экономики и заставить регионы мира, как говорит Митрахович, кластеризироваться на самостоятельные рынки сбыта товаров и услуг.
«Поэтому я не исключаю, что для Евросоюза, который зависит от стран своего кластера, т.е. от расположенных по соседству – в частности, от России, лучше будет закрыть все проблемные внешнеполитические вопросы. Если брать Россию, то это означает уход от санкционного компонента в наших двусторонних отношениях, чему могут помочь совместные проекты», - констатирует Митрахович.
«Северный поток-2» здесь является ярким примером, поскольку в этот проект вложены деньги как российских, так и европейских инвесторов, причем многие страны Евросоюза жизненно в нем заинтересованы.
«Если брать важный здесь вопрос потребления газа в Евросоюзе, то он имеется даже сегодня, в условиях пандемии коронавируса, а после того, как все это прекратится, потребность в газе только возрастет. Газ в настоящее время дешевый – это плохо для поставщиков, но для потребителей – это замечательно, из-за чего они получают возможность продолжать уход от угля», - заключает Митрахович.
Митрахович отмечает, что газ используется для электрогенерации, для химической промышленности, для производства химических удобрений, цемента, а также огромного числа всевозможных продуктов.
«Газ является важнейшим сырьем для многих продуктов, причем если брать химию, то здесь необходим трубопроводный газ, поскольку СПГ не подходит для такого использования», - заключает Митрахович.