Стабильность РФ на рынках нефти Азии и Европы сведет на нет давление саудитов
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Намерения Саудовской Аравии сделать скидку и предоставить рассрочку покупателям из Европы и Азии подтверждают потерю ее привлекательности на рынке нефти, рассказал ФБА "Экономика сегодня" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов

Reuters со ссылкой на источники в отрасли сообщает о том, что Саудовская Аравия разработала механизм по воздействию на игроков нефтяного рынка и намерена оказать негативное влияние на Российскую Федерацию. 

Компания Saudi Aramco после заключения сделки ОПЕК+ наращивает усилия по выдавливанию конкурентов. Нефтеперерабатывающим заводам в Азии и Европе уже предложено отсрочить платежи за доставку сырья на срок до 90 дней. К этому прибавятся и рекордные скидки, которые достигают $10-11 к стоимости марки Brent.  

“На данный момент, основываясь лишь на ссылке на источник, сложно делать однозначные выводы - необходимо понять, о каких контрактах идет речь, краткосрочных или долгосрочных. Одно дело, если саудиты предоставляют скидку на поставки, например, 50 тонн нефти, другое – если на биржевую стоимость энергоресурса при объеме около 100 млн тонн. 

Отсутствие подробной информации может навести на мысль о том, что Саудовская Аравия пытается сохранить свою долю рынка, а не просто выдавить конкурентов за счет максимизации продаж”, - комментирует эксперт. 

Александр Фролов отмечает, что в данном вопросе не нужно забывать о вероятной попытке саудитов не упасть на фоне предложения другими игроками более выгодных условий. 

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко
“Но можно также и допустить возможность начала целенаправленной войны за долю рынка, успех которой не предрешен. 

Например, последние новости об азиатском направлении не свидетельствуют на фоне восстановления китайского спроса о сокращении поставок российской нефти. В марте КНР нарастила объемы краткосрочных закупок для нужд нефтеперерабатывающих заводов”, - добавляет собеседник агентства. 

Азиатское направление на данный момент является более приоритетным, чем направление европейское, ввиду сокращения потребления из-за введения ограничительных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией. 

Покупатели из Азии предпочтут нефть из РФ 

“Саудовская Аравия не сможет получить однозначных преимуществ в долгосрочной перспективе на азиатском направлении. 

В этом сегменте рынка действует российская сторона, заключившая долгосрочные контракты и поставляющая энергоресурс по нефтепроводу “Восточная Сибирь — Тихий океан”. Экспорт по нему осуществляют “Роснефть” и “Газпром нефть”. Такой способ более выгодный по причине подорожавшей доставки”, - объясняет эксперт. 

Саудиты же могут осуществлять поставки по указанному направлению только танкерами по морю в Китай, что с точки зрения логистики нецелесообразно. Кроме того, это повышенные риски.  

“При таком планировании Саудовская Аравия проигрывает Российской Федерации, на поставки которой ничего не оказывает влияния.  

В связи с этими трудностями саудитам нужно повышать привлекательность, поэтому сейчас, возможно, мы наблюдаем не действия на поле ценовой войны, а попытку побороться с конкурентом, которого они опасаются и считают достаточно сильным”, - предположил эксперт.  

Саудовская Аравия теряет привлекательность  

Напомним, стоимость Brent опустилась до 28 долларов за баррель. Снижение, несмотря на сделку 23 стран в формате ОПЕК+, произошло на фоне неопределенности по поводу общего сокращения добычи в мире и резкого превышения предложения над спросом. Также трейдеры опасаются, что через несколько недель добываемую нефть станет негде хранить. 

Скидка Саудовской Аравии покупателям нефти снизит стоимость энергоресурса
Инфореактор / pixabay.com

Сейчас Саудовская Аравия осознала то, что потеряла привлекательность на рынке нефти, и поэтому пытается ее повысить. То есть они не отвоевывают, а стараются не упустить имеющуюся долю, подчеркивает собеседник агентства. 

“Нужно отметить преимущество Российской Федерации и на европейском рынке, куда проложены мощности для экспорта нефти, который не зависит от актуальных цен на доставку.  

Кроме того, траст может еще подорожать в течение апреля 2020 года, так как сокращать добычу начали только Соединенные Штаты Америки в связи с тем, что они не могут поддерживать прежние уровни. Там добыча нефти сократилась на 600 тыс. баррелей в сутки, а количество свободных мощностей для хранения приближается к исходу”, - рассказывает эксперт. 

Ценовая война с саудитами с точки зрения противостояния российской и европейской нефтепереработки является вторичным фактором. 

“Нефтеперерабатывающие заводы в Европе были недозагружены на протяжении нескольких лет на 17-25%. Некоторые игроки несли значительные потери.  

И в момент, когда спрос на моторное топливо со стороны Европейского союза упал на 6-10%, российская сторона поставляла 30-45 млн тонн дизельного топлива. Отсюда возникает вопрос: “Может ли Россия в рамках поставок этого товара воевать с саудитами?” Думаю, нет, так как это станет противостоянием с европейскими нефтеперерабатывающими заводами, для которых европейский рынок является основным”, - уточняет собеседник агентства.  

В этом случае необходимо следить за объемами нефтепотребления в Европе. Если оно падает сильнее, чем потребление моторного топлива, это означает, что откуда-то топливо на рынок поступает.  

США приступили к снижению объемов добываемой нефти
ПолитЭксперт / pixabay.com / pxhere.com
“Нельзя, к примеру, сократить на 15-20% потребление нефти и продолжать производить тот же объем нефтепродуктов. Сокращение потребности в моторном топливе на условные 6% говорит о том, что потреблять стали меньше топливо собственного производства.  

В связи с этим можно задаться вопросом, насколько качественно выгодное ценовое предложение Саудовской Аравии для покупателей в Европе должно создать условия для роста производства внутри Европейского союза и сыграет ли этот фактор на руку саудитам”, - объясняет эксперт. 

Ответ, отмечает Александр Фролов, кроется в количестве свободных мощностей у Саудовской Аравии для перевозки нефти. 

“Даже если танкер будет просто стоять и ждать своего покупателя, то экспорт, скорее всего, окажется под вопросом из-за слишком высокой цены транспортировки.  

Насколько сильно влияют логистические ограничения, связанные с уменьшением свободных транспортных мощностей в виде танкеров, на рынок и поведение каждого игрока, сказать сложно”, - говорит собеседник агентства. 

Последствия новых мер Саудовской Аравии 

Александр Фролов подчеркивает, что после соглашения ОПЕК+ на рынке практически еще ничего не изменилось.  

“На фоне переизбытка предложения саудиты сейчас повторяют действия, которые они предприняли в начале марта 2020 года. Такое поведение может привести к дальнейшему падению цен, которое съест любую скидку Саудовской Аравии.  

Новые меры по привлечению крупных игроков и продаже крупных объемов в текущих условиях приведут к тому, что очередной блицкриг, который саудиты хотят начать, остановится на старте. Нефть Саудовской Аравии, даже если она станет очень привлекательной, никто не купит, так как хранить ее негде”, - констатировал Фролов.