Если в дальнейшем российские контрсанкции коснутся заграничной часовой индустрии, Петродворцовый часовой завод «Ракета» готов в короткие сроки нарастить мощности и обеспечить внутренний рынок моделями массового спроса и сложной механикой класса «люкс».
На днях первый зампред комитета Госдумы по промышленности, глава российско-швейцарской межпарламентской группы дружбы Владимир Гутенев заявил, что пока продавцам швейцарских хронометров в нашей стране ничего не грозит. И это несмотря на угрозы швейцарских политиков в плане введения собственных санкций против России. «Мы не хотим симметричных ответов. И заниматься запретом швейцарского сыра и шоколада или часов в России мы не будем», — отметил Владимир Гутенев.
Тем не менее ситуация может в корне измениться, и политики изменят свои решения. Менеджер по пропаганде часового завода «Ракета» Анастасия Яковлева на вопрос, будут ли готовы российские часовщики к импортозамещению, ответила утвердительно: «Конечно, в такой ситуации мы будем наращивать мощности. Почему бы не вернуться к тем объемам выпуска продукции, которые существовали в советское время?»

До развала Советского Союза «Ракета» выпускала в год примерно 5 млн часов. На заводе трудилось около 8 тысяч человек. Сейчас цифры совсем другие. В прошлом году завод выпустил 40 тысяч часовых моделей. По нынешним временам для отечественной часовой индустрии это рекордная цифра. В особенности, если учитывать, что все детали для часов полностью производятся в Петергофе, а не закупаются в Швейцарии и в Китае.
Конечно, 5 млн моделей в год сейчас производить не нужно. Часы перестали выполнять простейшую функцию измерителя времени. Электронные гаджеты, с которыми современный человек надолго не расстается, отлично с этим справляются. Часы превратились в элемент имиджа, в предмет идентификации личности. И далеко не каждый носит их на своем запястье. Нынешняя молодежь с радостью потратит деньги на новый смартфон, а не на новые часы. Тем не менее, спрос есть, но он на порядок меньше того, что существовал во второй половине XX века.
Если ситуации с импортозамещением швейцарских часов не случится, «Ракета» все равно будет развиваться весьма быстрыми темпами. Для этого есть все предпосылки.
Современный маркетинг. Ставка на патриотизм
Подъем патриотизма, возникший в России нынешней весной, положительно повлиял на динамику развития «Ракеты». Надпись «Сделано в России» на циферблате стала привлекать больше внимания, чем отметка Swiss Made. Мода на отечественные часы распространяется повсеместно — и в высших эшелонах власти, и среди рядовых граждан.

У «Ракеты» отличная маркетинговая политика. Завод теперь является официальным обладателем бренда «Победа» и ко всем знаковым событиям государственного масштаба уже в этом году предлагает тематические модели. Чего стоит только пробный выпуск модели с надписью «Победа. Крым. 2014», ставшей невероятно популярной.
В следующем году страна будет отмечать 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Петродворцовый часовой завод готовит специальную коллекцию наручных часов «Победа» к этому великому празднику.
Маркетологи «Ракеты» отслеживают и учитывают настроения россиян. В связи с последними событиями на официальном сайте завода появилось следующее сообщение: «Петродворцовый часовой завод отвечает на санкции Америки и Европы против России и прекращает продажу новых серий часов, созданных на основе механизма “Ракета-Автомат”. Модели “Амфибия” и “Петродворцовый классик-автомат” больше не будут продаваться за рубежом. Также “Ракета” рекомендует Думе официально запретить закупать у иностранных брендов подарки сотрудникам, партнерам и друзьям, пока действуют санкции».
Конечно, подобные заявления повлияют на авторитет бренда у патриотически настроенных граждан. Прогнозируется высокий рост продаж.
От Петра до Жан-Клода
Завод был основан еще в XVIII веке. Правда, часовым он стал не сразу. Сначала на этом месте была Петергофская гранильная фабрика. Именно здесь обрабатывали мраморные блоки, плиты и колонны для таких знаменитых петербургских сооружений, как Исаакиевский и Казанский соборы, Зимний дворец и т. д. В XX веке на фабрике изготовили облицовочные плиты для Мавзолея Ленина и первые звезды для Московского Кремля.
После революции профиль фабрики изменили. На ее базе в 1930-х годах большевики создали Первый государственный завод точных технических камней (ТТК-1).

После окончания второй мировой войны в 1950-х годах в Петергофе было налажено производство часов, и завод получил свое нынешнее название — Петродворцовый часовой завод. Выпускали легендарную «Победу». А после полета Юрия Гагарина в космос здесь начали делать собственный оригинальный часовой механизм, который стал выпускаться под маркой «Ракета».
В 1990-х годах завод был на грани самоликвидации. Выживать в новой России было невероятно трудно. Череда банкротств и реорганизаций привела к тому, что от огромной территории завода в собственности осталась только автобаза, где оборудовали производственные мастерские, цеха, учебный класс и офисные помещения. Весной нынешнего года здесь же открылся заводской музей.
Нынешнее возрождение «Ракеты» началось пять лет назад, когда завод возглавили иностранцы — француз Жак фон Полье и англичанин Дэвид Хендерсон-Стюарт. В конце 2012 года производство «Ракеты» возглавил швейцарец Жан Клод Кене, который раньше работал руководителем производства баланс-спирали в швейцарской часовой компании. Он уверен, что способен превратить петергофскую «Ракету» в российский Rolex.
Денис Петров