Вилисов рассказал, зачем Белоруссия раскрыла детали плана интеграции с РФ
Федеральное агентство новостей  / 

Договор о создании Союзного государства между РФ и Белоруссией подразумевает логичное и равноправное решение всех интеграционных вопросов, сообщил ФБА «Экономика сегодня» заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов

Интеграционный процесс между Россией и Белоруссией не завершен
Федеральное агентство новостей  / 

Посол Белоруссии в Российской Федерации Владимир Семашко рассказал, что в 2019 году Москва предлагала Минску передать большинство управленческих полномочий на наднациональный уровень в рамках углубления союзной интеграции. Белорусская сторона уточняет, что объем таких полномочий достигал 95%, что, по мнению дипломата, недопустимо, так как перераспределение прав должно происходить «в разумных пределах, без ущерба суверенитету».

Рассуждая о перспективах интеграционного процесса, Владимир Семашко напомнил о прошлогоднем предложении российской стороны, представленном в документе в Сочи, который он назвал полным «руки вверх», так как в нем предлагалось отдать все «наверх», оставив Минску лишь несколько пунктов, в том числе право называть правоохранительные органы милицией, а не полицией.  В качестве положительного примера дипломат привел экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, в котором только 18% полномочий были отданы на наднациональный уровень, остальные функции оставались национальными.

Кроме того, посол вспомнил о вопросе общей валюты в Союзном государстве, и подчеркнул, что независимо от размеров экономик, в едином эмиссионном центре должно быть равноправие в решении задач по эмиссии или девальвации без ущемления интересов обеих сторон. Также, по мнению Семашко, нужно рассматривать идею о создании единого налогового и таможенного законодательств, которые «априори в силу различий в экономике не могут быть одинаковыми, переписанными под копирку», а могут быть «только унифицированными».

«Выступление белорусского посла в Российской Федерации Владимира Семашко можно расценивать как попытку напомнить Москве о важности государственного суверенитета и отчасти оправдать бездействие белорусской стороны, отложившей интеграцию с Россией», - комментирует эксперт.

Александр Лукашенко заявлял, что Белоруссия готова к интеграции с Россией
Prt Scr youtube.com  / Россия 24

Напомним, что договор о создании Союзного государства России и Белоруссии был подписан 8 декабря 1999 года в Москве. Позже, к его 20-летию, предлагалось принять программу углубления интеграции, для чего была создана специальная рабочая группа по выработке предложений. Известно, что в общей сложности сторонами разрабатывался 31 проект отраслевых «дорожных карт». Последняя карта якобы содержит строительство или завершение строительства союза с наднациональными органами.

Минск неоднократно выносил на обсуждение данную карту и делал множество противоречивых заявлений вплоть до того, что Москва будто бы навязывает интеграцию Белоруссии, поэтому нужно провести опрос и узнать, хотят ли белорусы присоединяться к России. После Минск снова утверждал, что Белоруссия готова к присоединению, подтверждая, что он как будто противостоит некоему фактически несуществующему российскому давлению.

Зачем Минск снова решил привлечь внимание России

Очертания перспектив интеграционного процесса Российской Федерации с Белоруссией, полагает Максим Вилисов, в свете последних событий становятся более размытыми. Повлияли на это прежде всего некоторые споры сторон, касающиеся реализации энергоресурсов. В настоящее время белорусская сторона не удовлетворена ценами на российский газ, а также разногласиями с «Газпромом», которые возникали при попытках Минска отстоять свою стоимость. По той же причине Белоруссия организовала поиск альтернативных источников нефти и договорилась впоследствии о поставках из Соединенных Штатов Америки, после того как в начале марта приостановила работу над «дорожными картами» по интеграции с Россией из-за нерешенного вопроса с поставками нефти.

«Таким действием белорусская сторона практически притормозила интеграционный процесс, отложив его завершение на неопределенный срок. В настоящее время Минск через посла Владимира Семашко преувеличивает объем управленческих полномочий наднационального уровня, заявляя о 95%.

Он не может достигать такого уровня, потому что соотношение перераспределения прав четко продиктовано договором о создании Союзного государства – он не представляет из себя новеллу, а регулирует все нюансы. Именно указанный договор подразумевает логичное решение всех интеграционных вопросов, в том числе и о создании налогового и таможенного законодательств. В рамках этого документа Москва прорабатывает прозрачную систему финансирования белорусской экономики со стороны России, чтобы снять угрозу неминуемого в случае прекращения такого сотрудничества социально-экономического коллапса в союзной нам стране», - объясняет эксперт.

Президент РФ и белорусский лидер неоднократно обсуждали план интеграции государств
kremlin.ru  / Пресс-служба Президента России

Максим Вилисов считает, что если бы белорусская сторона решилась на полноценное обсуждение всех вопросов совместно с Российской Федерацией, то сняла бы этим всю остроту многих проблем, озвученных Минском на фоне развития двусторонних отношений в течение последних лет.

«Вместо этого Минск продолжает представлять российскую сторону в виде некоего партнера, который осуществляет давление на маленькую Белоруссию и не считается с ее интересами. Однако это не так – Москва очень корректно прорабатывала диалог с дружественным нам государством и старалась вынести на обсуждение все вопросы о передаче полномочий на наднациональный уровень», - подчеркивает эксперт.

Подтверждением тому служит заявление посла Российской Федерации в Белоруссии Дмитрия Мезенцева, который сообщил, что возобновившийся диалог по углублению интеграции двух стран в рамках Союзного государства не угрожает их суверенитету.

«Сейчас Белоруссия демонстрирует то, что ее устраивает уже существующий уровень взаимоотношений с Россией – это говорит лишь о намерении Минска снова отложить окончательное решение интеграционного процесса ради получения льготных режимов и субсидий от российской стороны, а также выхода на рынок через механизмы ЕАЭС. При этом Белоруссия показывает, что не перестает опасаться каких-то вымышленных угроз, заявляя о важности государственного суверенитета, и выступает в защиту собственных интересов, которые должны быть учтены», - констатировал эксперт.