Иск Ирана против США заострит проблему международных санкций
wikipedia.org  /  International Court of Justice

Иранские протесты против санкций США не приведут к результату, считает доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин.

Международный суд ООН находится в Гааге
wikipedia.org  / International Court of Justice

В мире нет инстанций против санкций

Заместитель президента Ирана по правовым вопросам Лая Джунейди сообщила, что Тегеран подал в Международный суд ООН новый протест, связанный с американскими санкциями против этого государства. Иранская сторона полагает, что введенные Вашингтоном ограничения особенно бесчеловечны в период глобальной пандемии коронавируса.

Такой протест Ирана коррелирует с весенним предложением президента РФ Владимира Путина к международному сообществу отказаться от санкционной политики в период пандемии COVID-19, но добрую волю Москвы проигнорировали в США и на Западе.

Соединенные Штаты являются не только главной мировой экономикой, чья политика наиболее сильно бьет по хозяйственным интересам других стран, но и членом Совбеза ООН, обладающим правом вето на любые международно-правовые решения.

Из-за этого американцев невозможно принудить что-либо сделать, даже если предположить, что Международный суд ООН действительно вынесет комплементарное Ирану решение.

«Право вето распространяется на решения Совбеза ООН, а на другие решения влияет косвенным путем. Наиболее значимые решения в мире принимаются на уровне Совбеза ООН с учетом мнения как постоянных членов, так и непостоянных. И если кому-то из постоянных членов что-то не понравится, то будет применено право вето. Этим правом пользовались все ведущие страны», - констатирует Топорнин.

Иран находится под давлением американских санкций
surfiran.com  / 

Если рассмотреть современную санкционную политику, то, как отмечает эксперт, главной проблемой является то обстоятельство, что в большинстве случаев санкции не носят международного характера.

Международными санкциями являются ограничения, наложенные на Пхеньян, из-за северокорейских ядерных испытаний, а также санкционная эпопея с Ираном из-за его ядерной программы. Тогда Тегеран вынужден был пойти на СВПД, или на «ядерную сделку», которая была подписана в июле 2015 года и которую затем торпедировал Трамп.

Все остальные действия США являются плодом их национальной политики, благодаря которой Ирану был нанесен большой ущерб. Он виден по спаду как иранской экономики, так и нефтяной отрасли, где добыча упала до 100-300 тысяч баррелей в сутки.

«Существует несколько санкций, которые были одобрены Совбезом ООН, но это те моменты, где у всех его членов существовало полное согласие – это случай с КНДР. В других своих проявлениях санкции носят национальный характер. Это американские санкции против Ирана, РФ, Венесуэлы, Кубы, как и ответные решения данных государств», - резюмирует Топорнин.

По словам Николая Борисовича, можно назвать сотни примеров, когда одни государства вводят против других санкции. Эти ограничения носят национальный характер, а не международный. Даже в случае американцев, ведь если убрать за скобки политическое давление США, то другие государства не обязаны выполнять рестрикции Белого дома.

Доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин
ФБА  / 

«Такие санкции носят национальный, а не универсальный характер. Теоретически их оспорить можно, но не существует инстанций, решения которых являлись бы окончательными и бесповоротными. Допустим, иранцы оспорят санкции США в Международном суде ООН в Гааге, но американцы сразу заявят, что этот вопрос данной инстанции не подсуден. Просто на том основании, что это решение было принято Вашингтоном на национальном уровне и на основе американских государственных интересов», - заключает Топорнин.

Перед нами серьезная проблема, поскольку США соблюдают международное право только тогда, когда это им выгодно. В случае если происходит противоречие с их государственными интересами, они сразу забывают про свои обязательства.

В последние годы американцы стремятся поставить себя над международным правом, и это видно хотя бы по их политике по договорам по контролю над вооружениями, из которых Вашингтон продолжает выходить в одностороннем порядке.

«Возбудить такое делопроизводство можно. Иран может шуметь по этому поводу и создавать определенную волну, но ни у одной международной инстанции нет полномочий для отмены национальных санкций», - констатирует Топорнин.

Это заявление Ирана, как считает эксперт, носит характер информационно-юридического давления на США, но оно не приведет к результату.

Американцы не уважают международное право
wikimedia.org  / Общественное достояние

Проблема санкций на сегодня не урегулирована

С точки зрения российских интересов необходимо признать, что проблема санкций США для нас также носит острый характер. Во-первых, санкции приводят к конкретным убыткам, а во-вторых, США ввели против России под 100 пакетов санкций, причем данный процесс носит перманентный характер. Из-за этого Москва и Вашингтон не могут выстроить свои двусторонние отношения.

На международном уровне эту проблему не решить, поэтому возникает вопрос, а есть ли выход из этого тупикового положения?

«Вопрос о механизме международных санкций на сегодняшний день не урегулирован. Действуют старые теоретические разработки, которые относятся к семидесятым годам прошлого столетия. Тогда считалось, что санкционный механизм должен вводиться только Совбезом ООН и поддерживаться затем на Генассамблее ООН», - резюмирует Топорнин.

Санкции сегодня почти всегда вводятся вне Совбеза ООН
wikipedia.org  /  Neptuul / CC BY-SA 3.0

В соответствии с этим мнением, все санкции, вводящиеся вне данного механизма, являются незаконными и носят дискриминационный характер. Только так можно описать большинство санкций и рестрикций, действующих сегодня в мире.

«В годы холодной войны подобные санкции были только на Ближнем Востоке, но начиная с девяностых годов и конфликта в Югославии они начали расширять свое практическое действие до современных величин», - констатирует Топорнин.