Трасса "Европа-Западный Китай" расширит экономический и политический потенциал России
kremlin.ru  /  Администрация президента России

Ввод в эксплуатацию трассы Москва - Казань решит сразу целый ряд экономических проблем России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал член правления Российской ассоциации политической науки, доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Мишустин поручил построить М12 к 2024 году
kremlin.ru  / Администрация президента России

Премьер-министр России Михаил Мишустин в Татарстане провел совещание по вопросу строительства автодороги "Европа - Западный Китай". Один из ее участков – трасса "Нева" между Москвой и Петербургом, был введен в эксплуатацию в 2019 году. В завершающую стадию вошли работы на Центральной кольцевой автодороге в Московской области. Сейчас речь идет о другом, не менее важном отрезке "Москва – Нижний Новгород – Казань".

На ближайшую перспективу в три-четыре года это самый масштабный дорожный проект России. Он имеет особое значение для всего евразийского пространства. Трасса, имеющее федеральное название М-12, длиной более 700 км – это совместный проект РФ, Казахстана и Китая. С учетом особого значения правительство ставит задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 году. Общий объем финансирования составляет более 650 млрд рублей. Эти инвестиции дадут весомую отдачу в течение ближайших лет после запуска магистрали.

"Россия – страна с огромной территорией, и одной из стратегических задач для нее было обеспечить транспортную доступность и логистику между всеми регионами, - отмечает Шаповалов. – За последние годы уже построено немало объектов транспортной инфраструктуры – это проекты московского транспортного узла, трассы "Дон" и "Таврида", железнодорожный "Северный широтный путь" на Ямале, Крымский мост. Эта работа, по сути, не останавливается, перетекая от одного проекта в другой.

Трасса "Москва – Казань" станет важным звеном в развитии транспортной сети. Ведь этот проект решит целый ряд важных задач. А именно – снизит издержки перевозок, увеличит потоки пассажиров и грузов, обеспечит возможность быстрого перемещения. Ну и, конечно, сделает ближе три крупных мегаполиса страны – Москву, Нижний Новгород и Казань, соединив прилегающие к ним области. Но главное – появится центральное звено транзитного коридора из Европы в Китай, что даст России новые возможности".

Логистика и экономика

Всего дорога "Европа – Западный Китай" потянется на 8500 километров, более 2000 пройдут по территории России. Мишустин рассказал, что трасса М-12 даст регионам России стимул к развитию, а прирост их внутреннего регионального продукта составит более 500 млрд рублей к 2050 году. Дорога обеспечит безостановочное скоростное автомобильное сообщение между четырьмя из восьми крупнейших агломераций России – Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской.

Уже на этапе строительства проект М12 создаст 30 тысяч рабочих мест
Федеральное агентство новостей  / 

Уже на этапе строительства будет создано более 30 тысяч рабочих мест. И еще более 130 тысяч – в смежных отраслях, таких как автомобилестроение, нефтехимия, электроника, транспорт и логистика, сфера услуг и другие. Ускорятся транзитные перевозки, станет более удобным доступ к крупным промышленным кластерам. Кроме того, обновится инфраструктура на территориях, прилегающих к трассе. Существенный стимул к развитию получит бизнес, в том числе малое и среднее предпринимательство.

"По сути, "Москва-Казань" завершит логистический узел, сделав Россию страной-транзитером для товарообмена между Европой и Китаем. То есть повышается политическая и экономическая роль РФ на международной арене. При этом трассы подобного уровня неизбежно обустраиваются серьезной инфраструктурой по автосервису и ремонту, заведениями общепита, терминалами по перегрузке, кемпингами и другими бизнес-объектами.  

И в итоге подобные проекты дают мощную отдачу в виде постоянного отчисления государству налогов, создания тысяч постоянных рабочих мест, обеспечения товаропотоков. Подобные вложения имеют стратегическое для государства значение, так как после реализации оборачиваются мультипликативным эффектом в экономике", - подчеркивает Шаповалов.

Эффект нацпроектов

Строительство скоростной автомагистрали от Москвы до Казани – важнейшая часть общенационального плана действий, направленных на преодоление последствий распространения коронавируса и поддержку ключевых отраслей экономики. Проект дает регионам импульс к ускоренному развитию. Изначально в "Автодоре" предполагали, что платную трассу от Москвы до Казани полностью откроют для движения в 2027 году, но уже в середине февраля глава госкомпании заявил, что дорогу могут сдать в эксплуатацию раньше.

Трасса М7 станет бесплатной альтернативой М12
wikipedia.org  / Burger/Общественное достояние

Общий макроэкономический эффект от ввода в эксплуатацию М-12 предполагается в 2,45 трлн рублей. Ожидаемый грузопоток - 70 млн. тонн, то есть в сутки по дороге будет проезжать примерно 9-10 тысяч фур. В зоне этого маршрута располагается 70% автомобильной промышленности России, 40% предприятий металлургии, половина оборонных и аэрокосмических мощностей страны. Бесплатным дублером трассы М-12 будет нынешняя автодорога М-7 "Волга", которую "Автодор" сейчас реконструирует.

"Крупный инфраструктурный проект Россия начинает, скажем честно, не в самый экономически благоприятный период – перед страной стоят серьезные вызовы, принесенные коронавирусом. На ликвидацию социальных последствий пандемии и поддержку бизнеса ушли колоссальные ресурсы. Тем не менее, Россия демонстрирует, что наряду со строительством больниц и госпиталей продолжит прокладывать стратегические трассы.

Это означает, что страна придает проекту огромное значение и не готова медлить с его реализацией. Наоборот – сроки сдачи в эксплуатацию. существенно сдвинуты с 2028 на 2024 год. Все указывает на то, что государство намерено завершить проект с максимальной пользой для экономики и граждан", - заключает Владимир Шаповалов.