Заморозка индексации зарплат чиновников сэкономит до 120 млрд рублей в год
ФБА «Экономика сегодня»  /  Наталья Макеева

Инициатива Минфина заморозить индексацию зарплат чиновников будет иметь как положительные, так и отрицательные экономические последствия. О них в интервью ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

Минфин предложил не индексировать зарплаты чиновникам два года
ФБА «Экономика сегодня»  / Наталья Макеева

Минфин представил перечень мер для коррекции базовых бюджетных ассигнований на ближайшие годы. Это список возможных мероприятий, которые позволят сэкономить бюджетные средства для балансировки расходов и доходов государства в новых экономических реалиях – после кризиса, вызванного пандемией коронавируса и падением мировых нефтяных цен. Одной из мер, в частности, предложено сокращение оборонного бюджета России на 5% в 2021 году.

Но более интересным выглядит предложение заморозить индексацию зарплат госслужащим на 2021-2022 годы. По данным Росстата, в 2018 году средняя заработная плата чиновников в федеральных органах власти достигала 126,6 тысячи рублей. Самые высокие оклады при этом получали сотрудники аппарата правительства - 240,4 тысячи рублей. Ежегодно зарплаты, согласно законодательству, индексируют на уровень инфляции.

"С одной стороны, такое предложение видится актуальным – сейчас правительства всех стран мира ищут возможность на чем-то сэкономить ради восстановления бюджетов, - отмечает Алисенов. – И это вполне оправданно – экономику надо восстанавливать после масштабного спада. При этом нужны ресурсы не только для балансировки бюджета, но и для поддержки на определенном уровне расходов.

В России защищенные статьи бюджета априори трогать нельзя – это соцподдержка, выплаты пенсий и пособий малообеспеченным слоям населения. А значит, секвестру должны подлежать второстепенные расходы, которыми можно пренебречь. То есть государство должно отложить маловажные инфраструктурные проекты и расходы, к которым может относиться и индексация зарплат госслужащим".

Десятки миллиардов для бюджета

В России уже создан прецедент по отказу ежегодно повышать доходы чиновников и парламентариев – к этой мере государство прибегло в 2014 году на фоне глобального экономического кризиса. Вернули индексацию лишь с 2018-го. Если ограничения вновь введут, не будет изменен размер расходов на публичные нормативные обязательства (социальные пособия), содержание судебной системы и обслуживание госдолга, который правительство намерено удержать в пределах 20 процентов ВВП.

Алисенов указал на плюсы и минусы отказа от индексации
vk.com  / Алисен Алисенов

Повышения зарплат в прошлый раз лишилась довольно серьезная армия чиновников. В первую очередь – президент, кабинет министров в полном составе и их аппараты. На региональном уровне без ежегодных надбавок остались губернаторы и их команды, а также местные правительства. Тогда эксперты заявили, что экономия для бюджета на этих индексациях составляет 0,3 млрд рублей на зарплатах гражданских чиновников, еще 19,2 млрд рублей - на военных и силовиках.

"Нужно учитывать, что в прошлый раз под заморозку индексаций не попали зарплаты врачей и учителей, которые формально тоже считаются госслужащими и получают зарплаты из бюджета. Но их доходы были защищены директивами Майских указов от 2012 года, гарантировавшими повышенный рост окладов до заложенных заранее уровней. Не должны попасть под удар эти категории бюджетников и в этот раз.

В целом с учетом сегодняшних реалий на заморозке индексации зарплат чиновников государство сможет сэкономить 80-120 млрд рублей ежегодно. В масштабах российского бюджета это не столь уж и огромные суммы. А это означает, что такая мера может вводиться только в комплексе с рядом других, чтобы достичь максимального эффекта. И при этом нельзя забывать, что прекращение индексации влечет за собой и определенные негативные экономические эффекты", - подчеркивает Алисенов.

Экономия с опорой на бизнес

Сегодняшнее предложение Минфина не предполагает заморозку индексации денежного довольствия военнослужащих, зато указывает на необходимость "оптимизации графика проведения реформы денежного содержания федеральных государственных служащих". В числе прочих мер это предложение может быть включено в проект бюджета на ближайшие три года. Если предложение пройдет, индексации зарплат чиновники не увидят как минимум два года.

Лучшей экономией эксперты считают проекты с государственно-частным партнерством
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Осенью 2019 года первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявляла о намеченной на 2020 год реформе госуправления, по итогам которой пройдет сокращение числа госслужащих. В частности, планировалось, что сотрудников территориальных органов власти сократят на 5%, а через год еще на 10%. При этом Нестеренко указывала, что высвобождающиеся в результате деньги будут направлены на повышение оплаты труда гражданских госслужащих.

"Отрицательный эффект инициативы Минфина заключается в том, что без индексации мы зафиксируем снижение реальных доходов у значительной части населения, которую составляют чиновники. И если в Москве госслужащие получают по 150-200 тысяч рублей, то в регионах чиновнику уровня "специалист" положен куда меньший оклад. Отсутствие индексации снизит потребительский спрос, что затормозит потребительский рост.

Поэтому государству все же стоит в приоритете рассматривать другие меры экономии. К примеру, в инфраструктурные проекты за счет бюджетных ассигнований вовлекать инвестиции бизнеса, предоставляя взамен налоговые преференции и послабления. Развитие государственно-частного партнерства всегда дает положительный экономический эффект, в отличие от урезания зарплат чиновников в том или ином виде", - заключает Алисен Алисенов.