Моржаретто предрек обратный эффект внедрения алкозамков
wikipedia.org  /  Cflaws000 / CC BY-SA 4.0

Разрабатываемая в России концепция массового внедрения алкозамков пока вызывает больше вопросов, чем ответов – опыта работы с ними в мире почти нет. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил автоэксперт Игорь Моржаретто.

Минпромторг планирует до конца года разработать концепцию внедрения в массовое потребление алкозамков, которые блокируют зажигание автомобиля при выявлении алкоголя в выдыхаемом воздухе. На эту тему прошло совещание в ведомстве. Предполагается, что устройство будет устанавливаться на каждом новом автомобиле и не позволит завести двигатель, если уловит пары алкоголя в выдохе водителя. За их установку автопроизводители, возможно, смогут получать дополнительные преференции.

С другой стороны, эти устройства настолько мало изучены в мире, что применяются лишь в некоторых странах Европы и в Австралии. Но большей частью это мера отслеживания поведения уже наказанных за пьяное вождение людей или возможность сократить срок наказания. Насколько эти устройства опасны, если заблокируют двигатель на ходу, в РФ никогда не изучали. С 2022 года все новые транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы алкозамками.

"Для профилактики пьяного вождения такая система пока не применяется ни в одной стране мира, - отмечает Моржаретто. – Алкозамки лишь призваны дисциплинировать водителей, уже пойманных пьяными за рулем – именно так изначально система и работает там, где изобретена – в странах Скандинавии. Там провинившемуся водителю предлагают поставить алкозамок за свои деньги, чтобы сократить срок лишения водительских прав.

Но это оборудование довольно дорогое – обходится порядка 100 тысяч рублей, плюс цена работы по установке и ежемесячному обслуживанию. Если автозамки включать в цену нового автомобиля в России, особенно бюджетного, то это станет ударом по авторынку, так как автоматически повысит цену для конечного покупателя на те же усредненные 100 тысяч рублей. А автомобильный рынок страны и так переживает не самые лучшие времена, так что не готов к таким ударам".

Россияне обойдут систему алкозамков

Алкозамки начали применять в Швеции еще в конце 1990-х годов. Сегодня устройства используются во многих странах для контроля граждан, ранее попадавшихся на пьяном вождении, либо для контроля водителей, перевозящих пассажиров. В Литве и Австралии установка в авто и ежемесячные поверки обходятся проштрафившимся автомобилистам в несколько тысяч долларов ежегодно. В РФ предполагается стимулировать автопром за установку таких отечественных приборов.

К алкозамкам пока больше вопросов - опыт их применения крайне мал
youtube.com  / УМВД России по Калининградской области

Но и здесь есть определенные трудности. Единственный готовый прибор такого типа в России производит ООО "Научно-производственная фирма "Мета". Его замки, по предварительным данным, стоят около 73 тысяч рублей и не имеют отечественных аналогов, что со временем чревато монопольными злоупотреблениями. Они неизбежны при поставках сотен тысяч приборов в год при отсутствии конкуренции.

"Вопросов к таким приборам пока больше, чем ответов – понятно, что они несовершенны. К примеру, дунуть в "трубку" может трезвый друг, после чего за руль сядет пьяный автовладелец. Также не ясно, как поведет себя прибор, если в салоне будет находиться выпивший пассажир, что законом не запрещается. Как вариант, россияне попытаются обмануть алкотестер с помощью искусственного "выдоха" при помощи пакета и других подручных средств.

То есть гарантий, что пьяный человек не сможет сесть за руль, алкозамок пока дать не в силах. Зато россиянам навяжут за непонятный прибор доплату в стоимость автомобиля, что вызовет много возмущений. Есть умельцы, устанавливающие на электросчетчик девайсы для его остановки. Другие засовывают "заглушки" в замок автомобильного ремня, чтобы исключить предупреждающую реакцию авто. Третьи найдут варианты обмануть встроенный алкотестер – на этот нужно будет только время".

Сначала расчеты, потом – внедрение

В Минпромторге подсчитали, что цены на алкозамки варьируются от 25 до 120 тысяч рублей, но в России такие приборы выпускает лишь один производитель. Сами производители допускают риск ошибки своих приборов. За выдыхаемые признаки алкоголя могут быть приняты пары средства для стеклоомывателя, жидкости для полости рта, духи, лосьоны для бритья. Также водителям перед поездкой рекомендуется не курить, не есть, не пить холодную или горячую воду.

Предполагается, что автозамки станут мерой профилактики пьяного вождения
gibdd.ru  / Пресс-служба Госавтоинспекции

При этом в России нет законодательной базы для использования и установки алкозамков, хотя в Европе и США их применение нормативно оформлено и отрегулировано. Разработчики предлагают вариант, когда в "трубку" нужно дышать не только в начале движения, но и каждый час за рулем. Это якобы поможет исключить "помощь друга" в процессе езды. Но как система отреагирует на выявление пьяного за рулем в процессе движения – тоже непонятно.

"В России после появления иномарок довольно скоро разросся сервис по извлечению из их выхлопных систем каталитических нейтрализаторов, в простонародье - катализаторов. То есть появился целый рынок предложения на фоне спроса. А спрос по извлечению алкозамков из систем зажигания в РФ непременно появится. И государство этому помешать не сможет.

Так что, на мой взгляд, в ближайшие годы алкозамки не станут частью выпускаемых в России новых авто. Просто мы еще не готовы к этому. Но ничто не мешает заниматься этой темой и снимать вопросы к ноу-хау. Так что возможно в отдаленном будущем мы все же увидим массовое внедрение "приборов трезвости" в российские автомобили", - заключает Игорь Моржаретто.