Израильская модернизация МиГ-29 показала истинное состояние ВВС Украины
mil.ru  /  пресс-служба министерства обороны РФ

Попытки Украины с помощью Израиля модифицировать свои истребители МиГ-29 – последняя надежда Киева сохранить видимость военно-воздушных сил. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.

Украина заказала Израилю модернизацию МиГ-29
mil.ru  / пресс-служба министерства обороны РФ

Израильская компания Elbit Systems проведет модернизацию украинских истребителей МиГ-29, об этом сообщило издание Defense Express со ссылкой на Минобороны Украины. Компания-исполнитель получила от Иерусалима документы, разрешающие проведение модернизационных работ на иностранных самолетах. О подробностях изменений в конструкцию истребителей, которые заказал Киев, известно мало. Только что поручено "сделать качественный скачок в наращивании боевых возможностей МиГ-29".

Истребитель в том числе получит новые бортовой радар и систему управления вооружением, которые позволят "работать по земле". Как конкретно эта "работа" будет осуществляться, не уточняется. Сообщается лишь, что в документации прописаны особенности взаимодействия украинской и израильской сторон в программе, в частности вопросы совместимости разнообразных систем истребителя и ответственные за их интеграцию.

"Сразу после распада Советского Союза на военных заводах России начался хаос, как и во всей стране, - отмечает Попов. – Специалисты высокого класса бежали в основном в трех направлениях – В США, Германию и Израиль. Но страшнее всего, что они прихватывали с собой сверхсекретную документацию на военную технику. Именно так российские разработки оказались у Запада и в ближневосточном государстве, воюющем с Палестиной.

Так что в принципе определенного уровня модернизацию советской техники в Израиле сделать могут. Не стоит забывать, что Украина располагает МиГ-29 в их базовой комплектации, которая производилась еще в середине 1980-х. Израильские, а точнее бывшие советские специалисты на основе документации просто доработают эту технику до сколько-то приемлемого уровня, так как она сильно устарела – вплоть до того, что ее нельзя поднимать в воздух".

Украинские ВВС стремительно устаревают

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum – "Точка опоры") - советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, принят на вооружение в 1982 году. Помимо управляемого ракетного вооружения он предусматривает применение встроенной двухствольной 30-мм пушки АО-17А, а для действий по наземным целям – неуправляемых ракет и авиабомб общей массой 2 тонны. За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 с 1986 года активно поставлялся на экспорт во множество стран.

В отличие от России, Украина никогда не модернизировала свои истребители
wikipedia.org  / Artem Katranzhi / CC BY-SA 2.0

На конец 2018 года ВСУ располагали примерно 45 легкими фронтовыми истребителями истребителей МиГ-29 в базовой комплектации и лишь одним модернизированным до версии МУ2. То есть эта техника считается сильно устаревшей в сравнении, к примеру, с российской или той же израильской. После распада СССР украинская власть долгое время была занята распродажей огромного военного наследия, доставшегося с независимостью, а не поддержанием боеспособности техники.

"В 1991 году Украина получила огромное военное "наследство" от СССР - 4 воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения. Всего около 600 воинских частей, 2800 летательных аппаратов различного назначения, более 120 тысяч военнослужащих. Но первое, чем занялся Киев – массовой продажей этой техники на Ближний Восток, в Африку и в других направлениях.

В итоге сейчас страна располагает считанными единицами боевой техники, которая способна летать. Но и она сильно устарела и не идет в боевое сравнение с машинами последнего десятилетия. Забота о ВВС страны должна быть постоянной – это ремонт, модернизация, подготовка летного состава, закупка или производство новой техники. Все это Украина потеряла, и модернизация оставшихся машин – последняя попытка сохранить хоть видимость наличия ВВС в стране", - подчеркивает Попов.

Надежда ВВС Украины только на модернизацию МиГ-29

Летом 2019 года стало известно, что Киев планирует модернизировать 11 истребителей МиГ-29. А в июле этого года сообщалось, что многие владельцы таких истребителей пытаются продать их после приобретения новых самолетов. В частности, безуспешно этим занимается Болгария, однако желающих приобрести такие самолеты нет. Без глубокой модернизации МиГ-29 проигрывают по многим параметрам современной авиации.

Украинские ВВС большей частью небоеспособны и требуют глубокого ремонта
mil.gov.ua  / пресс-служба Минобороны Украины

Причем Киев не впервые пытается экспериментировать с МиГ-29. В феврале 2018 года в российской самолетостроительной корпорации "МиГ" предупредили украинских коллег о негативных последствиях в случае попытки переделать этот истребитель в штурмовик. Результат такой "модернизации" российские специалисты назвали сомнительным, посредственным и опасным для жизней людей.

"В идеале Украине стоило бы поступить по примеру Болгарии – обновить авиапарк современными машинами. Но денег на это нет. Да и к кому обратиться? Самые лучшие по соотношению "цена-качество" новые самолеты продает Россия, но Киеву здесь военные закупки, скорее всего, закрыты на неопределенно долгий срок. Покупать у новых "союзников" американцев означает разориться. И это не громкое выражение, а сухие факты.

Аналогом МиГ-29 является устаревший F-16. Отлетавшие свой ресурс американские машины достаются из консервации и наспех ремонтируются. После этого из Штаты продают странам, вроде Украины, в полтора раза дороже, чем обошелся бы новый МиГ-29. Так что модернизация в Израиле – мера вынужденная, собственные авиазаводы Украина благополучно похоронила.

При этом ее машинам уже 35 лет – это почти предел срока эксплуатации. И сейчас им нужен серьезный глубокий ремонт. Киев явно хочет поставить на крыло хотя бы десяток боевых машин, чтобы показывать на параде или тем же американцам-представителям НАТО во время визитов. Военно-воздушных сил в этой стране, можно считать, что нет. И вряд ли они уже когда-то возродятся", - заключает Владимир Попов.