Санкции ЕС против РФ находятся в тупике Минских соглашений
pixabay.com  / 

Санкции стали постоянным институтом в отношениях ЕС и РФ, считает доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.

ЕС продлил санкционный режим

Послы государств-членов ЕС продлили на полгода санкции против России, введенные в связи с «дестабилизацией ситуации на Украине». Теперь данный санкционный пакет будет действовать до 15 марта 2021 года.

Санкции Евросоюза против РФ вводились постепенно. В марте 2014 года были свернуты переговоры по партнерству между Москвой и Брюсселем. 6 и 17 марта 2014 года введены санкции ЕС против российских физических лиц. 29 июля 2014 года - секторальные санкции ЕС, а 12 сентября 2014 года они были еще и усилены. Такая политика координировалась Евросоюзом с США и НАТО.

Санкционный режим ЕС формально является временным, из-за чего он продлевается каждые полгода. Антироссийская политика согласована на высшем уровне, поэтому сегодняшнее решение европейских послов является техническим.

Периодически в Евросоюзе раздаются призывы о снятии санкций, причем их поддерживает немало европейских политиков, и это иногда размывает европейский консенсус, который периодически поддерживают различными провокациями.

В качестве поводов выступают события на Украине, в Сирии, шпионские скандалы, а то и постановочные отравления, как в случае со Скрипалями и Навальным. Благодаря такому фону стороны давно свыклись с санкционным режимом.

Антироссийские санкции являются политикой коллективного Запада
Федеральное агентство новостей /

«Диалог с ЕС по этому вопросу вряд ли возможен. Российское политическое руководство вместе с МИД РФ не один раз утверждало, что санкции являются исключительной инициативой ЕС и Запада, а мы на это просто реагируем», - констатирует Топорнин.

Так появился российский контрсанкционный режим, который в РФ бессрочен и не продлевается. Но он может быть отменен сразу после отмены европейских секторальных санкций в отношении России.

«Просить или как-то договариваться об отмене европейских санкций в нашей стране никто не собирается. Это официальная позиция российского президента, от которой Москва не будет отказываться. Не Россия санкции вводила, тут первенство за европейскими представителями», - резюмирует Топорнин.

Нет прогресса по Минским соглашениям

В европейских антироссийских санкциях существует четкая привязка. Во-первых, это ситуация в Донбассе и реализация Минских соглашений, где прогресса нет и, судя по всему, не будет, а, во-вторых, международный статус Крыма.

Не надо думать, что, если вдруг произойдет невозможное и правительство Украины выполнит свои обязательства по Минским соглашениям, в ЕС не вспомнят о статусе полуострова, который Европа продолжает считать украинским.

В случае реализации «Минска-2» в ЕС сразу вспомнят о Крыме
Федеральное агентство новостей /

«В Брюсселе говорят, что по мере стабилизации ситуации в Донбассе с европейской стороны будет ставиться вопрос об отмене антироссийских санкций. Но мы видим, что этого не происходит», - заключает Топорнин.

За последние шесть лет в Донбассе даже не сформировалось устойчивого перемирия и имеются проблемы с обменом пленными.

«Позиция России по Минским соглашениям заключается в том, что Москва не является их участником и не может влиять на действия Украины, которая несет ответственность за ситуацию в Донбассе», - констатирует Топорнин.

Точку зрения России не разделяет Германия и Франция, из-за чего решение вопроса зашло в тупик: продвижения по Минским соглашениям нет, а в Евросоюзе каждые полгода продлевают санкции.

Отмена антироссийских санкций не просматривается

«В санкциях формально оставляется форточка в виде технического продления на полгода. Санкции США носят бессрочный характер и имеют форму федерального закона, а в Евросоюзе с этим все несколько иначе», - резюмирует Топорнин.

Доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин
ФБА /

Для того чтобы отменить американские санкции против России, нужно изменить соответствующий закон.

Зная американскую практику и известный закон Джексона-Вэника, становится очевидно, что сделать это невозможно. Для гарантии сохранения санкций в США создали федеральный закон CAATSA, чтобы Белый дом не имел возможности для маневра по данной части отношений с Россией.

«В Евросоюзе также не все просто: для отмены санкций и их продления необходимо согласие всех 27 государств. Если какая-то из 27 стран заявит, что она не согласна с таким решением, то его нельзя будет принять», - заключает Топорнин.

Так формируется единая позиция в ЕС, хотя малые государства всегда уступают по подобным вопросам. Это хорошо видно по риторике премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который много раз говорил, что Будапешт против санкций, но подчиняется воле ЕС.

«Сейчас у России произошло ухудшение отношений по всему европейскому фронту. Они испортились даже с Австрией из-за случившегося шпионского скандала. Их вообще в Евросоюзе произошла целая серия», - констатирует Топорнин.

Сегодня, как отмечает эксперт, для России нет позитивных точек на карте европейской дипломатии.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
kremlin.ru / Пресс-служба Кремля

«Мы можем рассчитывать только на то, что кто-то когда-то где-то скажет об аудите санкционного механизма, но пока условий для такого решения в Евросоюзе не просматривается», - резюмирует Топорнин.

Санкции превратились в константу двусторонних отношений РФ и ЕС, а их срочный характер подтверждает бытовое наблюдение, что в мире нет ничего более постоянного, чем то, что формально считается временным.