Обнуление российского транзита стало экономическим приговором Прибалтике
flickr.com  /  Maurice van Gestel

Жалобы руководства Латвийской железной дороги из-за потери грузов из России были предсказуемы еще пять лет назад – Москва меняет логистику региона. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.

Глава компании "Латвийская железная дорога" (LDz) Марис Клейнбергс сообщил о снижении объема грузоперевозок в стране. По его словам, главная причина этого заключается в том, что все больше угля перегружается на терминалах в Усть-Луге - Россия перенаправила товаропоток в собственные порты. "В этом году планируем перевезти примерно 25 млн тонн грузов, это примерно в 2 раза меньше по сравнению с предыдущим годом. Я не вижу возможности заместить объемы грузов из России, которые мы потеряли", - сказал Клейнбергс.

Еще в 2019 году Джеймстаунский фонд констатировал: в Риге грузооборот за девять месяцев текущего года сократился на 8,7%, в Лиепае - на 5,1%, в Таллине - на 8,3%. За первую половину того же года российский трафик через эстонские, латвийские и литовские морские порты уменьшился на 12,4%. Клайпедский порт Литвы еще до эпидемии зафиксировал уменьшение грузопотока почти на 17%. Зато растет грузопоток в российских хабах в Финском заливе. В Приморске - на 16,7%, Усть-Луге - на 7,3%, Высоцке - на 5,3%.

"Вся эта ситуация вполне ожидаемая и предсказывалась еще в 2015 году, - отмечает Безпалько. – После распада СССР страны Прибалтики заняли антироссийские позиции и пропагандируют русофобию. Вполне закономерно, что в ответ на враждебную политику Россия не считает нужным экономически усиливать страны Прибалтики за счет своего транзита. Более того – перебрасывая грузооборот на свои порты, РФ обеспечивает заработком свои предприятия, лишая денег прибалтов.

Другой вопрос, что изначально у России не было необходимых мощностей в отечественных портах. Нужно было отстроить инфраструктуру, обеспечить перевозки и логистику. По мере того, как мощности выстраивались и начинали работать, сокращался транзит российских грузов в прибалтийских государствах. Окончательное его обнуление – дело ближайших лет. Так что страны Балтии могут предъявить претензии только самим себе за недальновидную и недружественную политику".

Российские грузы содержали Прибалтику

В прежние годы перевозка российских товаров в ЕС составляла до 70% грузов, перевезенных по латвийской железной дороге. Падение идет в основном за счет снижения объема перевозок нефти, нефтепродуктов и каменного угля. Латвийская железная дорога до конца этого года будет вынуждена уволить 1500 сотрудников, что составляет примерно 24% всех работников. К настоящему моменту уволены уже около тысячи сотрудников. Кроме того, LDz избавляется от ненужной недвижимости и непрофильных активов.

Российские товары составляли 70-90 процентов грузооборота Прибалтики
pixabay.com /

Финансовый вопрос для страны стоит ребром. Для поддержания финансового равновесия компании кабмин в июле одобрил увеличение основного капитала Latvijas dzelzceļš в размере 32 млн евро, компенсацию расходов предприятия на обеспечение железнодорожных пассажирских перевозок в размере 14 млн евро и авансовый платеж финансового баланса в размере 13 млн евро. Компания также пересмотрела возможности реализации планируемых и начатых проектов, финансируемых из структурных фондов ЕС.

"Россия начала работу по реорганизации грузоперевозок в ЕС не вчера и своих планов никогда не скрывала. Так что еще семь-десять лет назад у Литвы, Латвии и Эстонии были шансы все изменить. Достаточно было остановить оголтелую русофобию, прекратить дискриминацию русскоязычного населения на своей территории, наладить диалог. В этом случае Россия также предприняла бы другую политику в отношении соседей.

Вместо этого Прибалтика развернула кампанию по предъявлению претензий за "оккупацию" и начала бросаться обвинениями. Параллельно уничтожала все, что досталось в наследство от СССР – от заводов до атомных электростанций. Под русофобскими лозунгами выстраивалась долгосрочная политика выпрашивания у Евросоюза кредитов и дотаций. И сейчас государства Балтии начинают пожинать плоды всей этой деятельности. Отсюда и жалобы на тотальные экономические проблемы", - подчеркивает Безпалько.

Прибалтику ждет незавидная судьба

Комизм ситуации в том, что в 2011 году Рига провозгласила цель - удвоить объемы перевалки российских грузов к 2020-му. Тогда в логистику республики инвестировали почти полмиллиарда евро, деньги дала Европа. Но с 2016-го грузооборот стабильно падает, и порты не только не на что модернизировать, но и содержать. А железную дорогу страны депутат латвийского сейма и бывший министр экономики Вячеслав Домбровский вообще предложил разобрать за ненадобностью и убыточностью.

Ставка на враждебную России политику ударила по Прибалтике экономически
slovodel.com /

Страны Балтии после обретения независимости по непонятной причине решили, что можно вести недобрососедскую политику по отношению к Москве, а поток российских грузов будет только расти. Как оказалось, Кремль в этой партии выбрал "игру вдолгую" – годами работал на реализацию собственных интересов без воплей о политике и прочей суеты. Когда итоги этой работы стали для Прибалтики шокирующей экономической реальностью, точка невозврата была пройдена.

"Если еще недавно можно было констатировать, что из-за потери российского транзита прибалтийские страны ждут серьезные экономические проблемы, то в реалиях сегодняшнего дня ситуация видится куда более серьезной. Пандемия коронавируса остановила туризм и значительную часть торговли. А в нынешнем году истекает срок многолетних дотаций, выделяемых ЕС Прибалтике и Польше для укрепления экономики. То есть денег нет и уже не предвидится.

На фоне всего этого можно предположить, что Литва и Латвия к концу этого года окажутся в преддефолтном состоянии. Немного лучше будет себя ощущать экономика Эстонии. Важно помнить: сейчас эти страны заняли откровенно враждебные позиции по отношению к Белоруссии. Минск в ответ анонсировал перенос грузооборота своих товаров в российскую Усть-Лугу. Если Белоруссия в самом деле прекратит транзит через Клайпеду, то в Литве пострадает не одно предприятие.

И сам порт, и железные дороги столкнутся с серьезным кризисом, после чего начнется волна увольнений. Например, для литовской железной дороги белорусские калийные удобрения являются сегодня основным грузом. Это станет новым выстрелом по экономике прибалтийских стран. Как они будут выживать в новых реалиях – даже предположить сложно", - заключает Богдан Безпалько.