«Балканский поток» в ближайшее время должен быть реализован, считает ведущий эксперт Фонда национальной экономической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Российский посол в Сербии Александр Боцан-Харченко сообщил, что газовый интерконнектор между Болгарией и Венгрией будет завершен до конца года. Эта структура закончит систему «Турецкого потока» в Европе.
Данный вопрос планировался к обсуждению во время визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Сербию. Он должен был произойти 28 октября, но вчера Сергей Викторович ушел на самоизоляцию.
Возможно, визит Лаврова будет перенесен в Сербию на ноябрь-декабрь, но пока об этом не сообщалось.
В рамках «Турецкого потока», который был официально открыт 8 января 2020 года, российский газ поступит сначала в Турцию, затем в Болгарию, Сербию и Венгрию. Конечной точкой является австрийский хаб «Баумгартен».
С сербско-венгерским участком проблем нет – он реализован, а вот наши болгарские партнеры постоянно находят поводы для проволочек. Сначала у них шла тяжба по поводу того, кто будет строить интерконнектор, затем возникли новые проблемы, и все это на фоне сгущения туч в ЕС по российским газовым проектам.
Еще из головы не выходит «Южный поток», от которого болгары отказались в 2014 году, поэтому ключи от «Балканского потока» – именно так называется сеть этих газовых интерконнекторов, находятся не в Белграде, а в Софии.
«Сроки реальные, а так вся загвоздка в Болгарии. Болгары постоянно создают России проблемы: то просят пустить через них газопровод, то откровенно затягивают строительство», - констатирует Юшков.
Несколько лет назад президент Болгарии Румен Радев и премьер-министр Бойко Борисов совершили официальные визиты в Россию, чтобы согласовать болгарское участие в южном российском газопроводе.
До 2014 года он должен был напрямую заходить в Болгарию, но после подписания контракта на «Турецкий поток» диспозиция изменилась и София стала претендовать на роль одной из транзитных стран. Российское руководство пошло навстречу болгарам, но это не спасло от проблем на этом направлении.
Болгары должны были сдать интерконнектор еще в 2019 году, но это событие постоянно откладывается.
Данный фактор вместе с трудностями «Северного потока-2» вынудил РФ подписать транзитное соглашение с Украиной. Без болгарского интерконнектора «Газпром» не смог бы выполнить контракты в Восточной Европе.
«Все российские планы по газопроводам и интерконнекторам имели точку завершения 31 декабря 2019 года, когда заканчивался старый газотранспортный контракт с Украиной», - резюмирует Юшков.
Это прекрасно понимали наши противники. Из-за этого затягивалось строительство «Северного потока – 2» – особенно здесь отличилась Дания, а в декабре США ввели санкции против партнеров «Газпрома». Швейцарская компания Allseas сразу прекратила строить «Северный поток – 2, после чего проект остается замороженным.
И надо сказать, что действия болгар на юге Европы коррелируют с тактикой США и их сателлитов на севере континента.
«С южной стороны санкций не было, поэтому «Турецкий поток» успешно достроили. Американцы по инерции продолжают вписывать данный проект в свои законы, но там штрафовать уже некого», - заключает Юшков.
Болгарская проблема в том, что София является частью ЕС, где «Газпром» не может строить газопроводы. В результате «Газпром» обратился к «Бултрансгазу», который затем объявил тендер на строительство интерконнектора.
«Тендер выиграла компания с саудовским капиталом и предложила за работу низкую цену, которая выгодна Болгарии, но затем все это стало темой долговременных антикоррупционных разбирательств», - резюмирует Юшков.
Из-за этого строительство интерконнектора не завершилось в 2019 году, однако и в 2020 году болгары продолжили затягивать процесс. Это длилось до заявления Путин о возможности альтернативного варианта.
«Строительство действительно восстановилось, и до конца года болгары должны были доделать трубу. Пока процесс идет нормально, а «Газпром» не сообщает о тревожных сигналах в Болгарии», - констатирует Юшков.
В Сербии «Газпром» самостоятельно построил интерконнектор, поскольку Белград не является членом Евросоюза. Там не действует Третий европейский энергопакет, требующий разделения поставщиков и транзитеров газа.
Интерконнектор до Сербии будет достроен, но Россия должна была получить его еще год назад. Это привело к издержкам и финансовым потерям, учитывая фактор нового газового соглашения с Украиной.
«Турецкий поток» в украинской истории сыграл меньшую роль, чем «Северный поток – 2». На юге объемы транзита намного меньше, поэтому даже если бы интерконнектор был достроен, то Россия без «Северного потока – 2» все равно бы подписала с Украиной контракт на существующих условиях», - заключает Юшков.
Украинская ГТС при прокачке менее 40 млрд кубов газа становится нерентабельной, и именно это сформировало условия газового соглашения с Украиной, которое Россия была вынуждена подписать.
Оно формирует нашей стране убытки, но роль «Балканского потока» в них сравнительно небольшая.