Подписаться
на push-уведомления?
Да

«Великий рельсовый путь»: экономист оценил значение Транссиба для РФ

11:36  08 Ноября 2020
2 723
Москва

Для продвижения товаров и услуг, скрепления внешних экономических связей необходимы такие транспортные магистрали как Транссиб, рассказал ФБА «Экономика сегодня» эксперт РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Значение Транссиба для России

Железнодорожные магистрали в Российской Федерации не только выполняют основные функции, но и связывают регионы воедино, создавая экономическое и политическое пространство.

Крупнейшей из таких считается Транссибирская магистраль или, как ее называли раньше, Великий Сибирский путь. Построенная более века назад она до сих пор демонстрирует высокое стратегическое значение. Исторически Транссибом считается восточная часть, протянувшаяся на 7000 километров от Миасса на Южном Урале в Челябинской области до Владивостока. Но фактически самая длинная в мире железная дорога связала Европу и Азию. Протяженность магистрали более  9000 километров.

Начало великого пути

Ранее предпринимались попытки реализовать несколько проектов дороги с участием иностранного капитала. Но все они провалились. Железнодорожный путь, как и прежде, заканчивался на Урале. Далее через всю Сибирь тянулся конный тракт, а из Забайкалья до Владивостока добирались в основном пароходами по рекам Шилке и Амуру. Зимой, когда Амур замерзал, или летом, когда он мелел, регулярное сообщение прерывалось.

В начале 1890 года Комитет министров Российской империи, высший орган, принимавший решения по значимым вопросам государственного управления, приступил к обсуждению строительства трансконтинентальной железной дороги до Владивостока.

Территории от европейской части России отделяли 6000 верст, а реализация проекта стоила больше 300 млн царских рублей. В пересчете на современные деньги сумма достигала 1 трлн рублей. Предстоящие траты вызывали сомнение в политических кругах – министры не решались дать зеленый свет проекту.

Хронология строительства Транссиба

Однако известие, которое пришло в Петербург в июле 1890 года, заставило их поспешно утвердить план. Сообщалось, что Китай начал строить железную дорогу к российскому Дальнему Востоку.

Приступить к скорейшей постройке дороги распорядился Александр III, несмотря на то, что требовалось 335 млн царских рублей. Нужно было спешить – военный министр Петр Ванновский предложил начать строительство сразу с двух концов, от уральского города Миасса до Владивостока. Рабочие двигались навстречу друг другу.

Историческое событие вызвало интерес Европы, откуда доносились различные оценки действий российской стороны. Так, генерал из Германии Густав Крамер предположил, что «в политическом отношении с постройкой дороги Россия приобретет главенствующее значение на Дальнем Востоке и будет в состоянии на всем его протяжении защищать свою границу и преследовать свои политические цели».

Через десятилетия в реальность

Построенная в период с 1891 года по 1916 год Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток, российские западные, северные и южные порты.

С одной стороны, магистраль тянется к железнодорожным выходам в Европу из Санкт-Петербурга, Мурманск, Новороссийска. С другой – в Азию через тихоокеанские порты Владивостока, Находки, Забайкальска.

Этапы строительства

«Транссибирская железнодорожная магистраль – название, к которому мы уже привыкли и жили с ним последние полтора века. Сейчас весь мир развивается в определенном направлении.

Пандемии коронавирусной инфекции подчеркнула, что его центром постепенно становится Азия. Ведущим остается Китай, но подрастают такие страны, как Индия в Южной Азии. В Юго-Восточной Азии – Индонезия и Вьетнам, которые делают успехи в области социально-экономического развития.

Эта часть света ориентируется на европейские рынки сбыта, которые в ближайшем будущем будут играть основную роль. В том числе и для России. Для продвижения товаров и услуг, скрепления внешних экономических связей необходимы транспортные магистрали», - рассказал экономист Михаил Беляев.

Ранее Министерство транспорта Японии, сообщает Yahoo News Japan, заявляло о планах организовать пробный запуск нескольких блок-поездов, которые смогут в будущем доставлять без перегрузки контейнерные и другие грузы в государства Европейского союза по транспортному коридору Транссибирской магистрали. Токио предполагает начать «испытания» в ноябре или декабре текущего года. В экспертном сообществе уверены, что реализация японо-российского проекта на Транссибирской магистрали позволит Москве улучшить свои показатели на европейских территориях.

Участки Транссиба

Начальным пунктом «великого рельсового пути» является московский Ярославский вокзал, а конечным –Владивосток. Пропускная способность достигает 100 млн тонн грузов в год. До сих пор Транссибирская магистраль остается самой протяженной двухпутной и полностью электрифицированной железной дорогой в мире.

Ежедневно по ней проходит до 80 пар поездов, которые на некоторых участках курсируют с временным интервалом, как в метро. Настолько интенсивного железнодорожного движения нет ни в одной стране.

Главная железная дорога

Поезда отправляются из российской центра, пересекают Волгу и сворачивают на юго-восток к Уралу, минуя границу между Европой и Азией. Далее поезда проходят в Омск и Новосибирск, через одну из сибирских рек с интенсивным судоходством к Красноярску.

Затем составы еду в Иркутск, преодолевают горный хребет по южному берегу Байкала, и, минуя Хабаровск, спешат во Владивосток. Всего магистраль пересекает 87 городов с населением от 300 тысяч до 15 млн человек. 14 городов являются центрами субъектов Российской Федерации.

Транссибирская железнодорожная магистраль

На востоке через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе через российские порты и пограничные переходы в европейские страны.

«Мы видим, как Китай трепетно относится к проекту «Один пояс – один путь», который он протягивает на европейские территории по южному коридору. Думаю, что Транссибирская магистраль может существовать параллельно.

Такой транспортный путь невольно дает импульс развитию тех территорий, которые к нему прилегают. В Российской Федерации они очень пространные и развиваются ассиметрично – восточная часть страны развита чуть меньше, чем западная. Поэтому Транссиб нужен для выравнивания социально-экономического и политического развития всех регионов», - добавил эксперт.  

Развитие БАМА и Транссиба

В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% месторождений основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов, что и способствует повышению обороту товаров.

Российские власти намерены развивать Транссибирскою магистраль. В настоящее время выполняются проектно-изыскательские работы. Известно, что планируется увеличить объем транзитных контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в 4 раза и сокращение времени перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7 суток в срок до 2024 года.

Развитие БАМА и Транссиба

«Ничто так не связывает российские территории, как великий железнодорожный путь. Его эксплуатация доступна и экономична. Транссиб не только сшивает регионы в единое социальное и экономическое пространство, но и становится основным транспортным транзитным коридором. Он позволяет решать внутренние и внешние задачи одновременно.

Транссибирская магистраль – не просто движение поездов с грузами, так как она оказывает каскадно-веерное влияние на состояние страны. Эта железная дорога поможет решить миграционные вопросы, снимет социально-экономическую напряженность в некоторых регионах, а также способствует развитию национальной экономики», - констатировал экономист.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Александра Мельник
Новые споры «Нафтогаза» с «Газпромом» подведут черту под украинской ГТС Дмитриева рассказала о бюджетных потерях России и Санкт-Петербурга Санкции против госдолга РФ ударят по финансовым интересам США Санкции Байдена против госдолга РФ страшнее нового пакета Трампа  Реформы МВФ запустили программу самоликвидации Украины Политика США по ДОН открывает «ящик Пандоры» на территории Европы Украина скрывает ненужность Донбасса за разговорами о его восстановлении  Риск смены политики США заставляет поляков задуматься о России Непрозрачность политики США стала угрозой международной безопасности Беспилотник «Посейдон» поставил США в положение стратегического тупика Разрыв отношений с Россией обойдется Европе в 57 млрд долларов Молодежный бизнес позволит РФ решить застарелые проблемы экономики
Монтян высмеяла обвинения Киева в адрес РФ

Известный украинский блогер и юрист Татьяна Монтян прокомментировала недавние обвинения, выдвинутые Киевом против Москвы. По мнению специалиста, украинское руководство просто хочет в очередной раз «попариться» на скандале.

19:58  27 Ноября 2020
50
Рестайлинговый Lada Largus Cross сфотографировали на АвтоВАЗе

Первые фотоснимки салона модифицированной версии модели Lada Largus появилось в Сети. Об этом сообщает паблик AvtoVAZ News в соцсети "Вконтакте".

19:57  27 Ноября 2020
69
Названы симптомы коронавируса, при которых нужно вызвать скорую помощь

Пациенты с коронавирусом в Москве госпитализируются на основании клинической картины, а не по показателям, рассказал руководитель столичной скорой помощи Николай Плавунов.

19:52  27 Ноября 2020
95
Ученые обнаружили у животных способность расстраиваться из-за неудач

Животные оказались способны менять эмоциональное состояние в зависимости от их успеха в той или иной задаче, заявили ученые из британского Белфаста.

19:41  27 Ноября 2020
70
МИД РФ предупредил США о последствиях повторного нарушения госграниц

МИД России заявил, что Москва оставит за собой право на ответные действия, если США захотят повторить провокацию с нарушением госграниц в море.

19:40  27 Ноября 2020
98
Новые споры «Нафтогаза» с «Газпромом» подведут черту под украинской ГТС

Точки передачи российского газа европейским потребителям не относятся к компетенции Украины, считает заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

19:30  27 Ноября 2020
35
"Победу" хотят привлечь к ответственности после акции в поддержку Дзюбы

Материалы расследования Росавиации после того, как самолет авиакомпании "Победа" летал вне воздушных масс и сообщил о "неисправности", передали правоохранителям. 

19:27  27 Ноября 2020
80
Работающие с COVID-19 студенты получат по 10 тысяч рублей

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова рассказала о выплатах для студентов-медиков, борющихся с коронавирусом.

19:24  27 Ноября 2020
95
Хуснуллин отметил важность дальнейшего продления ипотечных льгот в России

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин заявил о необходимости продлить действие государственной программы по льготной ипотеке в стране.

19:20  27 Ноября 2020
70
Санду надеется на заинтересованность Германии в модернизации Молдавии

Избранный президент Молдавии Майя Санду прокомментировала итоги встречи с послом Германии в Кишиневе Ангелой Ганнингер.

19:19  27 Ноября 2020
93
Подруга Елены Воробей рассекретила личность жениха юмористки

Личность нового избранника популярной юмористки Елены Воробей раскрыла ее близкая подруга. Брак будет уже четвертым для звезды.

19:17  27 Ноября 2020
76
Новые правила ПФР могут стать причиной потери пенсии для некоторых россиян

Некоторые пенсионеры могут лишиться выплат из-за новых проверок Пенсионного фонда России, заявил старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков.

19:16  27 Ноября 2020
83
Фильм Алексея Сидорова "Т-34" покажут в Китае в 3D

Исторический боевик "Т-34" за авторством режиссера Алексея Сидорова выйдет в китайском прокате во всех современных форматах. Премьера намечена на 11 декабря 2020 года.

19:11  27 Ноября 2020
58
Экономист Делягин сравнил помощь МВФ со "стабилизацией на кладбище"

Международный валютный фонд разрушает экономику стран под видом "помощи". Об этом заявил известный экономист Михаил Делягин

19:07  27 Ноября 2020
49
Средний размер потребкредита в России превысил 260 тысяч рублей

В России средняя сумма выданных потребительских кредитов на конец октября 2020 года составила 263,8 тыс. рублей, сообщило бюро кредитных историй "Эквифакс".

19:04  27 Ноября 2020
72