Польские претензии по загрязненной нефти рассудит суд, заметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Польская нефтегазовая компания PERN подаст в суд по инциденту с загрязненной российской нефтью.
Данный прецедент случился весной 2019 года и стал поводом для крупного скандала. Между РФ и Польшей есть разногласия по компенсациям, причем противоречия, как считают в Варшаве, большие и исключают мировое соглашение.
90 тысяч тонн загрязненной российской нефти продолжают храниться на польской нефтебазе «Адамово».
Скандал был инициирован белорусской стороной, которая 19 апреля 2019 года заявила, что содержание хлорорганических соединений в поставляемой по нефтепроводу «Дружба» нефти в десятки раз превышает технологические нормы.
Польские требования не лишены оснований
«По газопроводу «Дружба» в 2019 году действительно прошла нефть с загрязнениями из хлорорганики. Был большой скандал, но в первую очередь не с поляками, а с белорусской стороной», – констатирует Фролов.
Россия и Белоруссия тогда вели очередной раунд переговоров по нефтегазовым вопросам, а Минск решил использовать этот инцидент для оказания давления на Москву. Однако на этот раз белорусы не присоединятся к полякам. За последний год отношения Белоруссии и Польши расстроились, а в Минске даже заявили о польских претензиях на западные земли страны.
«Хлорорганика могла повредить нефтеперерабатывающее оборудование. И надо согласиться с поляками: так не делается – нужно поставлять сырье по оговоренным в соглашении характеристикам», – резюмирует Фролов.
Основным получателем загрязненной нефти оказалась Белоруссия, но часть сырья дошла и до Польши.
«Странно только то, что поляки решили подать в суд сейчас – через полтора года после событий. Чисто хронологически это непонятно, но с другой стороны – почему бы и нет, раз возможность существует», – заключает Фролов.
Россия выявила причины проблемы
Роль ответчика в данном казусе выполняет «Транснефть», но не только она виновата в случившемся.
«Были разбирательства в отношении «Транснефти», но структура сослалась на частные компании, сливавшие добытую нефть в трубопроводную систему российского транзитера», – констатирует Фролов.
В нефтяной добыче РФ участвует много организаций, начиная от мировых гигантов в лице «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти», заканчивая небольшими частными структурами, занимающимися малыми месторождениями.
В условиях РФ чем меньше нефтяная структура, то тем больше сложностей с качеством. В добычной индустрии вложения носят громадный характер, поэтому неудивительно, что проблема выявилась у маленьких компаний.
«Однако «Транснефть» была обязана проверить качество сырья. Это вызвало долговременный спор транзитера и крупных нефтяных компаний, который до сих пор не разрешен», – заключает Фролов.
В России сделали выводы из произошедшей истории и усилили контроль над качеством транзитируемого сырья.
Польша продолжает покупать нефть в РФ
В данной истории у Польши есть основания для отстаивания позиции в арбитраже, но это решение Варшавы, во-первых, запоздало, а во-вторых, коррелирует с другими антироссийскими действиями польской стороны.
Основные усилия поляки предпринимают по газовому направлению, где их любимым объектом является «Северный поток – 2». Варшава недавно придумала антимонопольное решение против «Газпрома» стоимостью в 7,6 млрд долларов.
Поляки от «Газпрома» ничего не получат, но будут использовать данную тему для давления на РФ в Евросоюзе.
«Единственным большим изменением в российско-польских энергетических отношениях является перевод поставок газа «Газпрома» на аукцион с системы долгосрочных контрактов, а в остальном ничего не изменилось», – резюмирует Фролов.
Поляки как покупали российские газ, нефть и уголь, так и продолжают это делать, несмотря на политические заявления.
«Тут ничего не может измениться, потому что есть потребности Польши в газе, нефти, угле и других продуктах. Польша покупает сжиженный углеводородный газ, а такое сырье, кроме «Газпрома», мало кто может поставлять», – резюмирует Фролов.
Есть и такой момент, как цена, из-за которого СПГ-терминал в Свиноустье превращается в польский памятник борьбы с РФ.
«За последние годы в Польше частично изменилась инфраструктура получения газа. У них теперь есть СПГ-терминал, но не заметно, чтобы это им помогло. У поляков существуют альтернативы по нефти – через порт Гданьска они могут приобретать сырье у других поставщиков, но этого не происходит, а российские поставки исправно идут и после данного скандала», – констатирует Фролов.
Показательно и то, что его начал Минск, а Варшава тогда отмалчивалась и только сейчас высказалась о своих правах.
«В данной истории должен разобраться суд, и это нормальная практика для российско-польских отношений. Иногда Польша подает в суды и выигрывает, а иногда проигрывает. Посмотрим, как случится на этот раз», – заключает Фролов.
Данная история не повлияет ни на позиции российской нефти в ЕС, ни на ее экспорт, ни даже на объем польских закупок.