Двигатель ПД-14 застрахует российскую авиацию от американских санкций
wikipedia.org  /  Denis Fedorko / CC BY-SA 4.0

РФ необходим МС-21 с двигателем ПД-14, заметил ФБА «Экономика сегодня» эксперт в области гражданской авиации Роман Гусаров.

МС-21 полетел на двигателе ПД-14

Среднемагистральный российский лайнер МС-21 совершил первый полет на отечественном двигателе ПД-14.

Продолжительность полета составила 1 час 25 минут, а в ходе испытания режимы работы двигателя были проверены на устойчивость, управляемость и функционирование бортовых систем.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что в России сформировалось новое поколение конструкторов и производственников. Эти двигательные испытания стали плодом труда десятков тысяч человек, задействованных в авиастроительной отрасли страны. Они трудились для того, чтобы состоялся данный полет.

Полет объединил два главных проекта гражданского авиастроения РФ: среднемагистральный гражданский самолет МС-21 и двигатель ПД-14, благодаря которым Москва получит современный лайнер, равный Boeing 737 и Airbus 320.

МС-21 должен выпускаться с российскими двигателями МС-21 и американскими PW1400G Pratt & Whitney. Зарубежный вариант необходим для экспортных поставок и быстрой реализации данного проекта.

МС-21 станет одноклассником Boeing 737 и Airbus 320
wikipedia.org / Oleg V. Belyakov / CC BY-SA 3.0

ПД-14 позволит исключить для РФ слабые места в рамках МС-21. Существует негативный пример SSJ-100, который испытывает бесчисленное количество проблем из-за ставки на иностранные комплектующие. После разрыва отношений с Западом в 2014 году России пришлось перепроектировать SSJ-100, чтобы получить гарантию его производства в санкционных условиях.

ПД-14 защитит МС-21 от американских санкций

«Базовая модификация МС-21 давно летает. Машина проходит этапы заводских и сертификационных испытаний. Это длительный процесс – в обычной ситуации он занимает как минимум два года, но против МС-21 были введены санкции», – констатирует Гусаров.

В сентябре 2018 года США ввели санкции против 12 российских предприятий, получивших запрет на приобретение товаров американского происхождения. В их число вошел завод «Аэрокомпозит», производящий крылья для МС-21.

Аналогичная судьба постигла «Аэродвигатель», отвечающий за двигатели ПД-14 и ПД-35. Санкции имеют экономический характер: американцы не хотят, чтобы в лице МС-21 компания Boeing получила конкурента на мировом рынке.

Перед нами обычная политика Вашингтона, где санкции выступают инструментом недобросовестной конкуренции. В США не пытаются влиять на внешнеполитический курс РФ, а делают ставку на ограничение экономических возможностей российских компаний.

МС-21 стал объектом американских санкций
Федеральное агентство новостей /

«В процессе разработки МС-21 были введены санкции против композитного черного крыла лайнера. После этого проект пришлось откатить назад и разрабатывать отечественные материалы-аналоги», – заключает Гусаров.

Санкции США обернулись испытанием данного компонента лайнера и всего технологического процесса.

«Нужно было испытать материал, крыло и наладить производство. Данный процесс реализуется параллельно с текущим событием – первым опытным полетом МС-21 на российском двигателе ПД-14», – резюмирует Гусаров.

До этого МС-21 летал на американском двигателе Pratt & Whitney, который изначально было проще подготовить к эксплуатации.

«Возможность установки иностранного двигателя останется, но теперь на лайнере можно использовать российскую установку. Этот полет приблизил, но не ускорил сертификацию двигателя ПД-14», – констатирует Гусаров.

Россия получает передовые технологии

Сертификация МС-21 как среднемагистрального лайнера давно идет. Половина зачетных полетов выполнена, а сам процесс следует специальной программе. РФ нужно отработать системы МС-21, чтобы они соответствовали международным стандартам.

Эксперт в области гражданской авиации Роман Гусаров
aex.ru /

Без получения сертификатов полеты МС-21 невозможны. Для этого и проводятся такие сложные, длительные и дорогостоящие процедуры – без них лайнер не получит разрешение ИКАО на коммерческое использование.

«Сертификацию должна пройти машина как с двигателем Pratt & Whitney, так и с ПД-14. Получение документации с российским двигателем займет несколько больше времени», – заключает Гусаров.

Американский двигатель для МС-21 не создавался с нуля, это рабочая машина, поэтому его проще сертифицировать, чем ПД-14, который является новаторским проектом для гражданской авиации РФ. Мы не реализовывали такие проекты десятки лет, так что это начинание важно для РФ в рамках национальной программы импортозамещения.

«После появления любого самолета начинается постоянный и бесконечный процесс его модернизации. Не избежать такой участи и МС-21, тем более пока он будет доводиться до серийного производства», – резюмирует Гусаров.

В проекте будет постоянно что-то обновляться и дополняться: лайнер является сложнейшим технологическим комплексом.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров
kremlin.ru / Администрация президента России

«Системы будут модернизироваться. Данный процесс в случае с МС-21 пройдет параллельно импортозамещению. Даже если отбросить политические аспекты, РФ заинтересована в развитии национальной промышленности и компонентного производства. Нам необходимо иметь высокотехнологичные компетенции внутри страны», – констатирует Гусаров.

Есть негативный пример с SSJ-100, который в первоначальном варианте собирали в РФ как конструктор.