Отказ Белоруссии от экспорта нефти выльется Литве в закрытие порта
wikipedia.org  /  Algirdas / CC BY-SA 3.0

Белоруссия не откажется от литовского маршрута, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Порт Клайпеды остается важной точкой в европейской торговле
wikipedia.org  / Algirdas / CC BY-SA 3.0

ЗАО «Белорусская нефтяная компания» приостановило экспорт нефтепродуктов через терминал Klaipedos nafta. В Минске ситуацию не комментируют, а в Klaipedos nafta говорят о заинтересованности в продолжении сотрудничества.

Ранее белорусский президент Александр Лукашенко угрожал переориентировать экспорт из Белоруссии с Литвы, после того как Вильнюс с Варшавой вложились в раскрутку оппозиционного проекта Светланы Тихановской.

Пока литовско-белорусские транзакции не прекратились, однако Минск получил согласие Москвы на строительство терминала в Усть-Луге. Этот маршрут может забрать на себя все белорусские поставки через Литву.

Белоруссия и Литва сотрудничают друг с другом

Белорусский экспорт нефтепродуктов, который является результатом переработки 24 млн баррелей нефти в год, получаемых Минском на льготных условиях из России, разделен между латвийским и литовским направлениями.

На долю литовской Клайпеды приходится 44,5%, а латвийские Рига и Вентспилc забирают 55,5%. В восьмидесятые годы СССР активно строил портовую инфраструктуру в Прибалтике, которая затем там осталась.

Россия поставляет в Белоруссию 24 млн баррелей в год
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Одновременно в экспортных целях было построено два больших нефтеперерабатывающих завода в Белоруссии, которые начали работать в связке с прибалтийскими портами. Такая модель сохраняется и сегодня, но давление на Лукашенко может его прекратить.

«Для Белоруссии литовский маршрут был одним из главных направлений перевалки нефтепродуктов, в основном уходящих в Нидерланды и Великобританию. Клайпеда и латвийские порты являются точкой сдачи товара трейдерам. Белорусы доставляют туда нефтепродукты, после чего там меняется право собственности, а грузы уходят в Роттердам», – заключает Юшков.

Нидерландский Роттердам является крупнейшим нефтяным хабом ЕС, хотя там торгуется не только черное золото. Вспоминается махинация Порошенко «Роттердам+», с помощью которой его команда зарабатывала на угле.

«У Белоруссии имеются конечные потребители нефтепродуктов – Польша, Украина, потребляющая немалые объемы, и ряд других государств, а перевалка на рынок происходит через Латвию и Литву», – констатирует Юшков.

Сейчас разговор идет не об окончательном решении, а только о завершении предыдущих белорусско-литовских контрактов.

Белорусские нефтепродукты поставляют в порт Роттердама
wikipedia.org  / Florian Cramer / CC0

«Нельзя говорить, что белорусских поставок через Литву больше не будет. Перед нами техническое решение, тем более в 2020 году суммарный белорусский экспорт сократился», – резюмирует Юшков.

Изначальные заявления Белоруссии были радикальными: «мы переводим все на Усть-Лугу». Их хорошо встретили в РФ, а Москва разрешила партнерам использовать для строительства терминала финансовые остатки с кредита по БелАЭС.

«Уже декабрь, но не было сообщений, что какие-то грузы были доставлены в Усть-Лугу из Белоруссии. Были разговоры о нефтяном терминале и даже нефтепродуктопроводе, но не реальные транзакции», – заключает Юшков.

Необходимо подождать: есть большая вероятность восстановления белорусского экспорта нефтепродуктов через Клайпеду.

Уход Белоруссии станет ударом для Литвы

«Белорусы остаются в хороших бизнес-отношениях с Литвой и Польшей. Возможно, будет пиар-акция, но я бы не стал говорить о полной переброске белорусских поставок с Литвы на Усть-Лугу», – констатирует Юшков.

Экономического смысла в литовско-белорусском конфликте нет, но политический пожар раздут. Действия новой литовской администрации в поддержку Тихановской нельзя вычеркнуть из истории отношений двух стран.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков
vk.com  / Игорь Юшков

Тихановская, чья деятельность все больше напоминает выражение «гора родила мышь», предложила литовцам ввести санкции и отказаться от перевалки продукции «Беларуськалия». Эта структура дает 30% загрузки клайпедскому морскому порту, из-за чего даже радикальные противники Лукашенко попросили Вильнюс «подумать».

Литовская политика по белорусским выборам не принесла Вильнюсу дивидендов, зато грозит порушить экономические связи между Белоруссией и Литвой, которые приносили в бюджет страны значительный доход.

В Литве стараются сохранить торгово-экономические связи с Белоруссией, но политика сильно влияет на процесс.

«Калийные удобрения важнее для Литвы белорусских нефтепродуктов. Литовцы тут больше зарабатывают на перевалке грузов, потому что в этой истории есть и хранение. Если все белорусские товары уйдут из Литвы, это станет неприятным сюрпризом для Клайпеды – порт сразу начнет загибаться», – резюмирует Юшков.

Полное прекращение экспорта белорусских товаров станет ударом для литовской экономики, но этого пока не просматривается.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко
ФБА «Экономика сегодня»  / 

«Как Белоруссия постоянно говорит, что переводит грузовые поставки на РФ, так и Литва сообщает о политических претензиях к Минску. Только в экономическом плане все остается как есть», – констатирует Юшков.

Для Литвы и Белоруссии это нормальная ситуация, когда на политическом уровне они друг друга ругают, но занимаются бизнесом, а единственными изменениями стали запуск БелАЭС и отказ Литвы от импорта электричества.