Дисбаланс внутреннего и внешнего рынков делает регулирование цен временным
pixabay.com  /  Gerd Altmann

Ценовая политика имеет огромное значение для экономики РФ, заметил ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук Валерий Масленников.

Цены стали главной экономической темой в России
pixabay.com  / Gerd Altmann

В Центробанке РФ считают, что регулирование цен на продукты может применяться только после исчерпания экономических мер. Административные решения по сдерживанию цен должны быть краткосрочными, их продление ухудшит дисбаланс спроса и предложения.

Глава регулятора Эльвира Набиуллина не поддерживает административное регулирование цен и считает его крайней мерой, но признает вклад цен на сахар и масло в незапланированный рост инфляции.

Регулятор признал выход инфляции за таргет в четыре процента: этот показатель по итогам 2020 года ожидается в пределах 4,6-4,9%.

Россия взялась за цены

Борьба с ценами началась после поручения президента РФ Владимира Путина, после чего в Правительстве РФ была сформирована команда, занявшаяся проверкой обоснованности стоимости базовых товаров в магазинах.

Административных рычагов у Правительства РФ немного, но краткосрочный результат будет достигнут. Вчера, 17 декабря, этот вопрос был поднят на большой пресс-конференции президента РФ, где Путин озвучил позицию по проблеме.

Президент РФ Владимир Путин
kremlin.ru  / Пресс-служба Кремля

Кремль отреагировал на социальный запрос и начал самую большую кампанию по урегулированию розничного рынка в постсоветской период. Сделаны были только первые шаги, но они точно приведут к перестройке российской экономики.

Ситуация с ценами типична для РФ. Российский бизнес привык завышать цены, особенно на импортные товары, и делать это если не путем сговора, то внимательно смотря друг на друга. Это видно по ценникам в магазинах торговых сетей.

Весной один из игроков рынка ретейлеров предложил коллегам сообща поднять цены на 15% после девальвации рубля — так якобы надо сделать для сохранения валютной нормы прибыли торговцев розничными товарами.

«Есть денежный спрос населения и предприятий, а есть ресурсы, которые они покупают: потребительские товары или товары производственного назначения. Первый способ контроля за ценами заключается в регулировании нормы прибыли, остающейся у производителя. Не имеет значения — крупного или мелкого», — констатирует Масленников.

Основой регулирования выступает максимальный размер надбавок, но это непросто проконтролировать.

Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина
politexpert.net  / Зайцев Евгений

«Федеральная антимонопольная служба получила поручение президента РФ проконтролировать предельные надбавки, но мы потеряли инструменты определения экономически  обоснованных цен. Безалаберность и плохая организация деятельности перекладывается в цену. У нас нет системы снижения материалоемкости, трудоемкости и внедрения новых технологий. Если фирма плохо работает, то она закладывает это в цены», — резюмирует Масленников.

Второй механизм — это денежный спрос, который, согласно экономической теории, должен ограничивать рост цен.

«Статистика показывает, что накопления людей в банках возрастают, поэтому денежный спрос не ограничивает рост цен. Нам остается только регулировать норму прибыли в России», — заключает Масленников.

Долго такая практика продолжаться не может: она действительно вызовет дисбаланс в экономике. России или нужно отказаться от такой линии, или сделать дальнейшие шаги к перестройке народного хозяйства.

Россия идет к госпланированию

«Цена оказалась единственной экономической категорией, которая вызывает интерес у всех. Мы на этот вопрос внимание не обращали: специалистов-ценовиков в РФ не готовят, а что касается современного роста цен, то он вызван значительным увеличением экспорта сахара, подсолнечного масла и некоторых видов мяса», — констатирует Масленников.

Профессор кафедры менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук Валерий Масленников
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Экспортные цены давят на внутренний рынок, поэтому в такой ситуации административные решения правильны, но они носят временный характер. Длительный период подобная экономическая политика продолжаться не может.

«Иначе мы получим двухсекторную экономику с внешними и внутренними ценами — она нежизнеспособна на длительный срок. Или мы переходим на свободный рынок внутри страны, или закрываем внешнее направление», — резюмирует Масленников.

Российской экономике придется двигаться в русле близком тому, что было в Советском Союзе.

«В СССР было три центра экономического управления. Первый — Госплан, второй — Госснаб, который прикреплял поставщиков к потребителям на долгосрочной основе. Его задача заключалась в формировании долгосрочных связей по кооперациям на три, четыре, пять лет — это позволяло предприятиям сформировать мощности», — заключает Масленников.

Задачей Госплана была работа над межотраслевыми балансами в экономике. Сегодня их нет, но прикрепление поставщиков началось: теперь они выстраивают связи не путем госзакупок, а в рамках полного жизненного цикла изделий.

Плановые инструменты будут задействованы в России
Невские Новости  / Анастасия Борисенко

«Третьим в СССР был Госкомцен. Если вы прикрепили поставщиков к потребителям, то им надо дать условия, чтобы существовать три-пять лет в одинаковом экономическом интересе. Как это сделать сегодня — ответа пока нет, но процесс начался. Без него нельзя создать в РФ долгосрочное планирование в экономике», — резюмирует Масленников.

В России сделана ставка на долгосрочное планирование, так что данный вопрос будет скоро методологически решен.