Новые соглашения России с Кипром и Люксембургом уберут законные способы ухода от налогов, отметил в комментарии ФБА «Экономика сегодня» экономист Антон Шабанов.
Государственная дума РФ ратифицировала новые варианты налоговых соглашений с Кипром и Люксембургом.
Соглашение устанавливает в данных странах ставку в 15% на доход от капитала, который оттуда инвестируется в РФ – раньше ставка была ниже, и это позволяло российским компаниям активно пользоваться офшорами.
Из-за этого в РФ каждый год высокий показатель по выводу капиталов за рубеж, а абсолютное большинство иностранных инвестиций являются сменившими национальную юрисдикцию в офшорах бывшими российским деньгами.
Еще Москва пролоббировала аналогичное соглашение с Мальтой, а переговоры с Нидерландами не привели к результату, но Амстердам готов идти на компромисс, поскольку боится потерять прописанные в нидерландской юрисдикции российские активы.
Таким образом, выполняется поручение президента РФ Владимира Путина по борьбе с выводом капиталов за рубеж. Офшоры в течение долгих лет были основой данной практики, но теперь возможности для этого резко сокращаются.
«Офшоры не являются стандартным институтом ни в одной стране мира, но используются для разных целей, в том числе и законных, однако некоторые компании и люди пользуются ими в сомнительных операциях», - заключает Шабанов.
В первую очередь это вывод средств за рубеж ради ухода от налогообложения в стране происхождения. Договоры РФ с Кипром и Люксембургом должны покончить с этой практикой путем выравнивания ставок на инвестиционный доход.
Кипр, Люксембург, Мальта и Нидерланды не хотели идти на компромисс с РФ, который уменьшает их привлекательность для российского бизнеса, но лучше договор на условиях Москвы, чем его отсутствие. Без такого соглашения инвестиции по старой схеме облагались бы налогом дважды – в РФ и в офшорах, что бы начисто отбило у российского бизнеса желание использовать старые гавани.
«Сам по себе офшор (дословно offshore, т. е. «вне берега») является использованием иностранной юрисдикции для налогооблагаемой базы – это обычно для любого бизнеса, но в случае России это стандартный способ ухода от налогов и большая проблема, однако по поводу ее системного характера есть сомнения», - констатирует Шабанов.
Обеспеченные граждане и крупные компании использовали дочерние общества в офшорах для вывода средств за рубеж.
Второй причиной использования офшоров является некоторая проблемность российского коммерческого законодательства. В России не плохие законы и не суд, но они не всегда заточены на решение проблем бизнеса.
Уровень правовых гарантий у нас ниже, чем в странах-офшорах или в английском праве. С этой проблемой надо бороться, а ее исключение закроет все претензии благонамеренных инвесторов к российской юрисдикции.
«В России офшоры стали общепринятой практикой не из-за правовых вопросов, а как способ по уходу под другое налогообложение. Возможность платить меньше налогов является тут основной целью», - резюмирует Шабанов.
Офшоры представляют собой общемировую практику и присущи для США и западной Европы, а что касается государств, с которыми Москва переписала соглашения, то это для них национальный бизнес.