Украина не сможет достичь газового суверенитета, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Украина не сможет достичь газового суверенитета, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
В 2014 году Киев заявил о желании обрести газовый суверенитет, однако идея оказалась провальной.
К 2020 году нефтегазовая компания «Укргаздобыча» должна была нарастить объемы добычи сырья до 20 млрд кубических метров. Несмотря на планы, страна продолжила закупать голубое топливо в России, потратив 40 млрд гривен, выделенных из бюджета на бурение, модернизацию устаревших мощностей и развитие соответствующих компетенций.
Всего с января по август 2020 года Украина нарастила импорт природного газа год к году на 30%, до 12,5 млрд кубических метров. В том числе импорт из Словакии вырос на 35%, до 8 млрд кубометров газа, из Венгрии — на 20%, до 3,2 млрд кубометров, из Польши — на 34%, до 1,3 млрд кубометров.
Объем виртуального реверса за этот период составил 4,7 млрд кубометров. Часть объемов купили не украинские потребители, а европейские трейдеры для закачки в подземные хранилища на Украине, благодаря чему в сентябре в ПХГ накоплено 26 млрд кубометров, или 84,1% проектной емкости.
«С самого начала было очевидно, что Украина не сможет самостоятельно обеспечить себя газом. Ситуация также усугубилась из-за падения потребления голубого топлива, которое произошло в силу экономического кризиса в этой стране.
Подобная ситуация складывается не впервые. Около 20 лет назад украинские власти заявляли о необходимости достижения энергетической независимости от России, однако этого так и не удалось достичь, наоборот, зависимость стала более ощутима», – пояснил Перов.
Украинские власти пытались привлечь иностранных инвесторов, объявив конкурс на передачу нефтегазоносных площадей на условиях соглашений о разделе продукции. Это стало самой крупной распродажей добычных активов за последние восемь лет.
По планам, победители после торгов должны были сразу приступить к работам, в этом случае Украина могла выйти на показатель добычи в 30 млрд кубометров уже в 2025 году. Однако пандемия коронавируса привела к осложнениям, произошло резкое падение цен на углеводороды, из-за чего инвесторы решили повременить с развитием новых проектов.
«Власти Украины надеялись, что можно будет добиться газовой независимости благодаря повышению энергоэффективности в угольном секторе, однако это полностью противоречит последним мировым тенденциям. Газовая стратегия Украины идет вразрез с развитием низкоуглеродной экономики», – констатирует Перов.
С сентября 2020 года Украина перешла на импорт газа через виртуальный реверс. Это позволяет брать газ из транзитного потока из России в Европу. По данным оператора ГТС Украины, на основных точках входа из России в транзитную систему Украины физически в среднем поступает 152 млн кубометров газа, а выходит только 83 млн кубометров.
Ради дешевого российского газа Германия решилась на крупный конфликт с США. У Украины есть запасы ресурсов в собственных недрах, но добывать их в нужном объеме она до сих пор не может.
«Все заявления о газовой независимости были нацелены на внутреннюю публику. Украина не сможет полностью отказаться от российских газовых ресурсов, власти страны никогда не рассматривали такой вариант всерьез», – резюмирует Перов.
Украина может расширить собственную газовою добычу, однако этого будет недостаточно, заключил Александр Перов. У страны были определенные запасы, но они сосредоточены на Черноморском шлейфе, который примыкает к Крыму. Именно поэтому даже частичное удовлетворение газовых потребностей сейчас невозможно.
«Дальнейшая взаимосвязь России и Украины будет зависеть от запуска «Северного потока – 2», а также успешной переправки экспортного газового потока в Европу. Сейчас РФ продолжает зависеть от транзита голубого топлива через территорию Украины», – продолжил собеседник агентства.
Эксперт считает, что взаимная зависимость России и Украины может продолжиться из-за пониженного спроса на сырье в странах Евросоюза. Украинские власти будут продолжать использовать этот козырь, а газовые отношения двух стран останутся напряженными.