18 +

Доступ белорусских предприятий к системе российских госзакупок мог вступить в действие в 2020 году, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» эксперт ИРИП ВАВТ Дмитрий Болкунец.

Доступ белорусских предприятий к системе российских госзакупок мог вступить в действие в 2020 году, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» эксперт ИРИП ВАВТ Дмитрий Болкунец.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что собирается сформулировать несколько принципиальных вопросов руководству, одним из которых является доступ белорусских предприятий к госзакупкам на российском рынке.

В конце 2019 года Минфин РФ отправил в Минск проект дорожной карты по введению единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам в Белоруссии и России. Документ был подготовлен после совещания российских и белорусских органов власти по проблемам дальнейшей интеграции союзных государств.

Москва планировала, что дорожная карта по госзакупкам начнет реализовываться с 1 июля 2020 года, но в начале прошлого года Минск прервал переговоры с Москвой, а после встречи Лукашенко с президентом РФ Владимиром Путиным процесс был заморожен.

С тех пор по интеграции прогресса не было, а Минск в 2020 году даже пытался продемонстрировать «самостоятельность» от Москвы, ведя поиск поставщиков нефти в Азербайджане, Венесуэле и США. Ситуация изменилась только после августовских выборов.

Москва поддержала белорусское правительство в трудную минуту, помогла Минску купировать издержки от обострения отношений с Вильнюсом, дала финансовую помощь, но интеграционные переговоры не возобновились.

Теперь Лукашенко просит у России реализовать один из пунктов интеграционного соглашения. Не до конца ясно, что он имеет в виду: белорусские предприятия обладают правом участвовать в российских государственных закупках.

С 2020 года в России действует новый порядок госзакупок, сокращено время ожидания при запросе котировок на сумму до 3 млн рублей. Заявки принимаются в течение четырех дней, а действия заказчика сокращены до одного дня.

Данные изменения полностью соответствуют условиям соглашений, которые были подписаны в рамках ЕАЭС.

Для участия в российских госзакупках белорусским предприятиям необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок. Этот процесс не очень быстрый и легкий, но он существует, а проблемой является отсутствие единых стандартов как между Россией и Белоруссией, так и в рамках ЕАЭС. Нет общих правил по документообороту и электронной подписи.

Однако Лукашенко просит от России не решения технических вопросов, а обеспечения прямого доступа белорусских предприятий. Это похоже на лоббирование интересов белорусского машиностроения и поиска для него гарантированных заказов в РФ.

«Россия и Белоруссия должны были ввести единые правила доступа к госзакупкам в 2020 году применительно к российским и белорусским компаниям на национальных рынках обеих государств», - заключает Болкунец.

Была проработана дорожная карта и прописано, как все это должно работать. В России действует федеральный закон о госзакупках №44-ФЗ, а у соседей имеется собственное законодательство: унификация правовых вопросов является логичным действием.

«Возможно, Лукашенко намекает на то, что проблема не урегулирована на уровне законодателей, но белорусские компании и без этого участвуют в российских тендерах, а во-вторых, это вопрос технический. Если белорусские предприятия имеют проблемы, то они могут создать в России для решения вопроса собственное предприятие», - констатирует Болкунец.

Белорусским предприятиям открыт доступ к российских госзакупкам, поэтому в Минске просят о новых уступках.

«Лукашенко мог иметь в виду прямую передачу российского госзаказа белорусским предприятиям, которые могут не выдерживать конкурентных условий на внутреннем рынке РФ», - резюмирует Болкунец.

Только для получения уступок Белоруссии нужно пересмотреть политику в отношении России и российских предприятий.

«Существует показательная ситуация по сельхозтехнике и комбайнам. Москва и Минск делают комбайны, а белорусы продают их на российский рынок, но не дают симметричного права российским предприятиям», - заключает Болкунец.

Во время белорусского кризиса 2020 года много говорилось о ситуации на машиностроительных предприятиях страны. Протесты не сказались на их работе из-за того, что их производство там никогда не загружается на 100% процентов.

Причина кроется в спросе. Внутренний рынок Белоруссии перенасыщен собственной продукцией, а сбывать ее на экспорт Минск может только в Россию, государства ЕАЭС и несколько других стран вроде Украины.

В Санкт-Петербурге начал курсировать белорусский троллейбус Vitovt, выглядящий стильно, но подозрительно напоминающий голландский автобус VDL Phileas. Такая продукция может быть востребована в России, но в ЕС ей путь заказан.

«Большинство предприятий в Белоруссии заточено на российский рынок, особенно в производстве техники и оборудования, но есть продукция, которая поставляется в другие государства – это автобусы, тракторы и БелАЗы», - констатирует Болкунец.

Россия не против упростить доступ белорусским компаниям, но только в случае пакетных взаимовыгодных соглашений.