Россия способна укрепить курс рубля к мировым валютам, не расходуя резервы Центробанка. Об этом заявил экономист Андрей Бунич.
Рубль 22 января теряет позиции к доллару и евро, но западные аналитики убеждены в наличии у российской валюты потенциала для серьезного укрепления. По словам Бунича, рост стоимости денежной единицы не всегда является абсолютным благом и не может быть целью экономической политики. Ведущие страны Запада действуют от обратного: так, США печатают доллары в неограниченном объеме, а их примеру следуют ЕС и другие государства.
"Почему доллар не падает относительно евро? Потому что в Европе проводят такую же эмиссию. Если в Америке начинают печатать деньги, в ЕС их тоже допечатывают. И так многие страны поддерживают валютные отношения друг против друга. А Россия нет! В современном мире достаточно сидеть и ничего не делать, чтобы твоя валюта начала укрепляться", – сказал Бунич.
Однако подобный подход эксперт считает контрпродуктивным для российской экономики. Определенная слабость валюты, вызванная печатным станком, помогает глобальной конкурентоспособности страны и провоцирует обвинения со стороны Запада. Если какое-либо сильное государство начинает эмиссию при бездействии ФРС США, американцы обвиняют эту страну в "валютном манипулировании" (Китай, Швейцария).
"Рубль может укрепиться. Но это же идет во вред экономике. Это неэффективное укрепление. Не укрепление за счет экономического роста, а укрепление на основе спекулятивных операций. Просто кто-то берет и начинает скупать рубль, как фантик. Как только вы объявили отказ от параллельной эмиссии, валюта обязана расти. Но она может расти до определенных пределов, потому что начинаются негативные процессы в реальной экономике. Конкурентоспособность падает, все становится дороже", – заявил Бунич в эфире канала "Царьград".
Банк России существенно повысил официальные курсы валют на выходные. Евро подорожал на 1,44 рубля, доллар – почти на рубль. Это стало следствием пятничного ослабления биржевого курса российской валюты. Причинами движения рубля вниз стали снижение цен на нефть, санкционные риски после инаугурации Байдена в США, а также продолжающаяся покупка валюты Центробанком.