Проблема бедности и социального неравенства остается главной для современного мира, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор, доктор экономических наук Сергей Орлов.
Президент РФ Владимир Путин назвал основной задачей экономики выход из бедности.
В КНР общее число бедных снизилось с 1,1 млрд человек в 1990 году до менее чем до 300 млн человек в 2020 году, а в России с 64 млн человек в 1999 году до порядка 5 млн человек в настоящее время.
Президент РФ назвал это не только успехом, но и движением в главном направлении.
Данные слова прозвучали в рамках выступления Владимира Путина на «давосской неделе»: в 2021 году из-за пандемии COVID-19 Всемирный экономический форум (ВЭФ) в швейцарском Давосе разбили на две части. С сегодняшнего дня проводится «давосская неделя» в онлайн-формате, а конце мая в Сингапуре проведут очную часть с участием ведущих мировых политиков.
В последний раз Путин был в Давосе в 2009 году как председатель Правительства РФ. С тех пор российский лидер там не появлялся, хотя в 2011 году на форум как российский президент ездил Дмитрий Медведев. С 2014 года статус российского представительства в Давосе снизился до заместителя председателя Правительства РФ и министра экономического развития.
Путин провел аналогию с тридцатыми годами XX века, когда мир переживал последствия Великой депрессии. Президент РФ отметил, что с такими оценками экспертов можно не соглашаться, но по масштабу угроз и вызовов ситуации схожи.
Бедность остается центральной проблемой мира
«Президент РФ в выступлении на Давосском форуме акцентировал внимание на социальном неравенстве и социальной политике государств. Великая депрессия в большинстве стран завершилась в первой половине тридцатых годов XX века, но важно, что последовало за ней: события в Германии, а дальше страшные дела для всего мира», – заключает Орлов.
В тридцатые годы XX века на экономические трудности наложились внешнеполитические ошибки западных держав, которые сначала выталкивали Германию из международной политики, а затем заигрывали с режимом Гитлера против СССР.
В германской ситуации были четкие экономические причины: до 1933 года количество проголосовавших за НСДАП было прямо пропорционально количеству бедных в Германии, которая после Первой мировой войны находилась в перманентном кризисе.
«Тогда нерешенные мировые проблемы были «элементарно» решены в Германии и привели к власти определенных людей, а что касается проблем бедности, то они остаются важнейшими для современного мира», – констатирует Орлов.
В России до 2020 года было среднестатистическое различие в 15-16 раз по доходам между группами самых богатых и бедных. Данный показатель называется коэффициент Джини, и он показывает среднюю ситуацию по стране.
«Сегодня данный паритет укрепился, поэтому нужно будет проследить ситуацию во второй половине 2020 года и в первой половине 2021-го. Аналогичные процессы характерны и для Европы, где динамика спада оказалась еще выше несмотря на то, что в ЕС темпы экономического роста в последние годы в среднем были в два-три раза выше, чем в России», – резюмирует Орлов.
Темпы расслоения в Европе из-за «коронакризиса» значительные, однако данных пока нет – это предварительные выводы.
«Такая ситуация характерна для всех государств. Путин неоднократно говорит о «золотом миллиарде», в рамках которого один миллиард человек живет хорошо, а остальные сводят концы с концами. Эта позиция была заявлена много лет назад, еще до Мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. В 2009 году Путин говорил об этом на выступлении в Давосе», – заключает Орлов.
С тех пор ситуация не только не изменилась, а ухудшилась: данную проблему в мире никто не решал.
«Ставились политические вопросы, США пытались придавить Россию, Иран и Китай, но они не решали главную задачу мирового развития – не выравнивали уровень жизни, не боролись с бедностью», – констатирует Орлов.
Данный акцент Владимира Путина является серьезным и важным, а также включает в себя большую социально-политическую задачу. Для того, чтобы в мире было устойчивое равновесие, необходимо обратить внимание на социальные проблемы.
России нужно сделать ставку на ЕАЭС
Российский президент много раз делал акцент на необходимости совместных усилий, но политика коллективного Запада полностью игнорирует этот подход: в США и Евросоюзе правят бал санкции и меркантильные интересы.
«Коллективные усилия – это всегда неплохо, но в последние два года вектор направлен к двусторонним отношениям государств. Это связано с деятельностью США, с противостоянием американцев с РФ и Китаем», – резюмирует Орлов.
Благодаря американской внешней политике у государств появилась необходимость поиска эффективных двусторонних отношений: Россия – Венгрия, Россия – Монголия, Россия – Германия в плане продвижения нефтегазового сектора.
«Крупные системы вроде трансатлантического или транстихоокеанского партнерства, если не канули в лету, то в значительной степени это сделали. Большинство из них в последние годы не развиваются», – заключает Орлов.
России в современной ситуации необходимо заниматься вопросами ЕАЭС. Это очень важно, иначе мы, во-первых, потеряем большой рынок, а во-вторых, утратим источник трудовых ресурсов, необходимых российской экономике.
Еще надо обратить внимание на те государства, которые можно вовлечь в российское пространство.