Антироссийские санкции могут стать одной из опорных точек политики НАТО, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор МГИМО, руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что желал бы более активного диалога с Москвой, но если возникнет такая необходимость, он призовет к новым антироссийским санкциям. Столтенберг вспомнил украинский кризис, дело Скрипалей и рассказал про «двуединый подход»: НАТО не хочет изолировать Россию, но будет проводить политику сдерживания и обороны.
«Двуединый подход» означает традиционную западную мечту путем давления добиться от РФ уступок, однако, если посмотреть на исторический опыт, такая политика Альянса ни разу не приводила к результатам, так что это просто шаг к конфронтации.
Еще спорнее выглядит санкционная тема: Столтенберг обещает обратиться за помощью к членам Альянса, т. е. пролоббировать введение антироссийских санкций в государствах НАТО, но это не функция руководства данной организации.
НАТО остается военно-политическим объединением, прежде всего обеспечивающим безопасность своих участников.
В холодную войну НАТО занималась борьбой с СССР и Варшавским договором, затем при поглощении бывших стран социалистического блока в качестве предназначения Альянса назвали борьбу с терроризмом, а теперь в организации заговорили про сдерживание РФ.
НАТО ищет новые опорные точки
«НАТО продолжает оставаться военно-политической организацией и играет роль опоры и форума трансатлантического единства. Все, что происходит в трансатлантических отношениях, отражается на НАТО и на ключевых векторах, которые обозначаются главным исполнительным лицом Альянса – генеральным секретарем Столтенбергом», - заключает Данилов.
Данное заявление генсека НАТО сделано в определенном политическом контексте.
«Произошли уход Дональда Трампа и приход на президентский пост в США Джо Байдена. Данное событие заставляет переосмыслить содержание трансатлантических отношений и ставит перед Столтенбергом большие задачи», - резюмирует Данилов.
Генсеки НАТО всегда играли роль связующего звена между США и Европой. Задолго до Столтенберга другие политические руководители Альянса в такие периоды рассказывали, зачем Европа нужна Америке и зачем Америка нужна Европе.
«Установление баланса в новом политическом контексте важно. Состоялись выборы в США, а в Европе происходит смена конфигурации сил. Во-первых, Brexit, а во-вторых, федеральные выборы в Германии», - констатирует Данилов.
НАТО приходится искать и обозначать будущие опорные площадки трансатлантического диалога, по которым европейцы и американцы могли бы обговаривать важные направления двусторонних отношений.
«НАТО, несмотря на значительные изменения после 2014 года и кризис в европейской системе безопасности продолжает действовать в рамках стратегической концепции, принятой в ноябре 2010 года», - заключает Данилов.
Концепция 2010 года подчеркивала две важные вещи: перезагрузку отношений между США, Западом и Россией и углубление сотрудничества с Москвой. Евроатлантическое сообщество тогда выбрало стратегическое партнерство с РФ. Сегодня эта концепция продолжает действовать, однако в НАТО активно разрабатываются новые подходы.
«НАТО приходится определять опорные точки и новую систему координат. Генсек не может остаться молчаливым наблюдателем этого процесса, тем более группа по новой концепции уже сформирована», - резюмирует Данилов.
Альянсу надо обозначить новые векторы развития, а слово "санкции" звучит в данной системе координат уместно. Санкции против РФ могут стать опорной точкой, на которой Европа и Америка построят новую солидарность.
«В такой ситуации страны-участники продолжат выстраивать отношения с РФ как им угодно, но общей платформой Альянса будет являться сдерживание Москвы, а сам процесс включит в себя санкции», - констатирует Данилов.
Ничего нового в таком подходе нет, но подтверждение данной платформы важно как для США, так и для Европы.
Байден продолжит политику Трампа по РФ и НАТО
«В эпоху Трампа произошел масштабный сдвиг, когда НАТО из опоры трансатлантического единства превратилась в инструмент, позволяющий США реализовывать национальные интересы», - заключает Данилов.
Через НАТО Трамп продвигал в многонациональном формате принцип America First и успешно осуществлял американские стратегические интересы, вовлекая в них европейских партнеров. Трамп привязал Европу к США рычагами влияния, а Байден при всем антитрампизме вряд ли откажется от существующих политических механизмов.
«Они не будут использоваться так сильно и прямолинейно, как при Трампе, но администрация Байдена про них не забудет», - резюмирует Данилов.
Для генсека НАТО важно продемонстрировать, для чего Альянс нужен американской внешней политике.
«Санкции – это важное слово, подтверждающее слова Байдена про политику США по РФ: стратегический паритет, прагматические отношения и демократические принципы. Еще это сигнал ЕС и ФРГ, где должно поменяться правительство», - констатирует Данилов.