Причиной ухудшения российско-европейских отношений стала западная ценностная политика, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель сделал заявление после визита в Москву, в рамках которого европейский чиновник встретился с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
Боррель считает, что встреча с Лавровым и послания российских властей подтверждают, что ЕС и Россия отдаляются друг от друга. Вину за этот процесс Боррель возложил на Москву, которая «воспринимает демократические ценности как экзистенциальную угрозу».
Это не первое заявление Борреля в адрес Москвы за последние дни: некоторое время назад еврокомиссар не исключил, что 22 февраля в ходе встречи глав МИД ЕС санкции против Москвы могут быть расширены. Предметом ограничений станет новый нормативный акт, принятый Брюсселем в конце 2020 года, который предполагает заморозку активов и запрет на въезд в ЕС физическим лицам за нарушение прав человека.
Боррель предлагал назвать этот закон имеем блогера Алексея Навального, но обратил внимание на то, что он не направлен против определенной страны, хотя всем понятно, что объектом санкций станет Россия.
ЕС взял на вооружение ценностный подход
«Критика Борреля основана на ценностном векторе и правах человека: других сфер он не затрагивает. Речь идет о политическом диалоге между РФ и ЕС, «берлинском пациенте» и высылке европейских дипломатов из Москвы», - констатирует Белов.
На переговорах между Боррелем и Лавровым в Москве было поднято много международных вопросов, включая Сирию и Иран, а отношения между РФ и ЕС находятся на нижней точке, начиная с октября 2020 года, когда начался новый этап давления Брюсселя на Москву.
«Лавров даже угрожал прекратить политический диалог с ЕС, что охладило пыл Брюсселя и европейских столиц. Однако после последних скандалов Боррель ничего другого по России сказать не мог», - резюмирует Белов.
Диалог по ценностным и политическим вопросам между РФ и ЕС продолжит ухудшаться, а вопрос санкций прояснит новый европейский саммит, где страны-члены ЕС определятся с единой политикой по российскому направлению.
«В целом наш диалог сохраняется: Боррель и Лавров обсудили науку и многие другие вопросы», - заключает Белов.
Ценностная политика европейцев напоминает линию, которой Запад придерживался во времена холодной войны.
В 1975 году Москва подписала в Хельсинки заключительный акт СБСЕ, после чего у СССР появился такой феномен, как диссиденты. Эти персонажи называли себя членами хельсинских групп, и на этом основании их поддерживали западные спонсоры.
Акт СБСЕ предоставил Западу легальную возможность вмешиваться во внутренние дела сначала СССР, а затем России. Сегодня коллективный Запад использует аналогичную модель, ведь судебные решения в отношении Навального являются суверенным правом РФ.
«Ситуации различаются. Тогда было противостояние двух систем, шла холодная война, а сегодня Москва является членом Совета Европы, она подписала все европейские хартии, но проблема остается. Можно вспомнить черный юмор Лаврова, что Россия отвечает европейцам по тем же лекалам, по которым партнеры предъявляют Москве претензии», - констатирует Белов.
С лета 2020 года против России началось внешнеполитическое давление, а его стартом послужило голосование по поправкам в Конституцию РФ.
«Происходит странная дискуссия, кто в чьи дела влезает. Москва указывает на то, что европейцы вмешиваются во внутренние дела РФ, а партнеры предъявляют России претензии по кибератакам, но фактов не предоставляют», - резюмирует Белов.
ЕС занял антироссийский курс
Проблемой является то, что ЕС и США нашли общий знаменатель, поэтому РФ превратилась в объект пропагандистской машины коллективного Запада. Аналогичная линия будет проводиться против КНР: по уйгурскому вопросу и ряду других.
«Есть два основных направления, по которым будет идти дальнейшее давление на РФ. Во-первых, это безопасность – тут наша страна может противостоять Западу, тем более есть точки соприкосновения, которые признаются США и ЕС. Во-вторых, это политика, где ситуация не будет меняться в лучшую сторону – Москве предстоят выборы в Госдуму», - заключает Белов.
Осенью ожидается очередное ухудшение европейского контекста. В ФРГ произойдут новые парламентские выборы, а партнером ХДС/ХСС в новом германском правительстве станет не СДПГ, а более антироссийски настроенные партии.
«На примере ФРГ прослеживается асимметрия европейских отношений с РФ. Есть взаимодействие между бизнес-сообществами, контакты по вопросам культуры, науки и образования, проходит Год Германии в России вместе с перекрестным годом экономики и устойчивого развития, но есть и ухудшение политического диалога по правам человека и демократии», - констатирует Белов.
Запад и ЕС не прекращают диалог с РФ по международным вопросам, но используют рычаги давления и вмешательства в российские внутренние дела. Только данный процесс начался не сегодня, а еще до событий 2014 года.
«Ценностная повестка затмевает все то, что продвигается в наших отношениях», - резюмирует Белов.